Крутая сцена: лучшие театральные проекты для молодых зрителей

Не секрет, что самый сложный и требовательный театральный зритель — это тот, кому уже исполнилось 12 лет. С детьми все понятно, в театр их водят родители, взрослые люди уже выбирают спектакли на свой вкус. А вот для того, чтобы заманить в зал подростка, нужно уметь говорить на его языке и о волнующих его вещах. «Учёба.ру» выбрала проекты, которые убедят, что театр — это круто.
Наталья Афанасьева
20 сентября 2017
Фото: Ben Francis / Flickr / CC BY 2.0

«Гаврош». Французский сезон

ХI сезон международного театрального фестиваля «Гаврош» пройдет с 22 сентября по 1 октября. Сложно переоценить его роль в развитии современного театра: благодаря «Гаврошу» мы увидели, что театр может быть совсем другим, вместо больших стационарных «храмов искусства»: с гигантскими труппами, дорогими декорациями и репертуаром, который не менялся десятилетиями. Оказалось, что спектакль может рождаться из резиновой перчатки или капельки воды, что даже один актер способен создать на сцене целый мир, а реквизит помещается в чемодан. Потому что главное в театре — это идея, вдохновение, новизна и талант. А это как раз именно то, что нравится подрастающему поколению.

В этом году «Гаврош» представляет французский сезон, а значит, будет много танца, цирка и других эстетических и формальных экспериментов. «Алиса и другие чудеса» («Театр де ля Виль») — спектакль-открытие, который играется буквально в воде, разлитой по сцене. «Теория чудес» (Systeme Castafiore) — представление, рассказанное языком современного танца, в основе которого лежит ни много ни мало — манускрипт XVI века. А «Зернышки» (танцевальная компания Каролин Карлсон) — фантастическая и трогательная история о любви к Земле, тоже рассказанная через танец. Главную роль в танцевально-акробатическом шоу «Человек „В“» (компания «3.6/3.4») играет велосипед BMX. А в цирковом представлении «Человек из Уса» (компания L’Immediat) человек-катастрофа борется с предметами, явлениями и самим собой.

Спектакль «Они поженились, и у них было много» называют «азбукой любви для подростков», где целомудренно и с юмором показаны первые шаги в любви и первые ошибки. Этот спектакль — копродукция компании Cie Pour Ainsi Dire и «Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой» и останется в репертуаре театра.

«Около дома Станиславского»

«Малыш и К» — в основе этого спектакля лежит совершенно классический, всем известный текст «Малыша и Карлсона», прям, слово в слово. Только Малыш в этом спектакле — полноватый, нелепый, совершенно одинокий мальчик в коротких штанишках, а Карлсон — высокий, стройный щеголь в длинном черном пальто и шляпе. Он жестко манипулирует Малышом, его страхами и комплексами. И от обаятельного весельчака не остается и следа. «Сарай № 12» — литературной основой спектакля послужили четыре рассказа Виктора Пелевина: «Бубен Верхнего мира», «Синий фонарь», «Музыка со столба» и «Вести из Непала». «Три сестры / Я вас не помню собственно...» — в спектакле показано не только настоящее, но и будущее сестер Прозоровых, которых здесь даже не три, а целых шесть.

«Театр Наций»

«ГрозаГроза» режиссера Евгения Марчелли предлагает внезапное прочтение набившей оскомину пьесы Островского. Теперь она вовсе не о несчастной любви, это современная и жестокая история о несправедливости, а «луч света» здесь страдает у бассейна, под песню группы «Ленинград». Еще один спектакль, куда без опасений заскучать можно идти подростку, — мюзикл по мотивам легендарной советской комедии «Цирк». Режиссер Максим Диденко, в главной роли Ингеборга Дапкунайте, в основе — фильм Григория Александрова 1936 года про звезду американского цирка Марион Диксон с ее аттракционом «Полет на Луну». Но, разумеется, на новый лад. Стиль спектакля определяется как ретро-футуризм: «Действие происходит в условном будущем, которое придумали в далеком прошлом». Знаменитый «саундтрек» «Цирка» — «Песня о Родине» — тоже серьезно переосмыслен.

«Электротеатр Станиславского»

Поэтические чтения «Мое поколение» посвящены войне. Это не бравурные, казенные, парадные «Спасибо деду за победу!» — артисты «Электротеатра» читают известные стихи о войне и воспоминания девушек-фронтовичек, полные ужаса, трагедии, любви и надежды. Звучат отрывки из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и поэтические произведения Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Семена Гудзенко, Михаила Кульчицкого, Булата Окуджавы, Бориса Слуцкого, Константина Симонова и неизвестного автора.

«Все так» — танцевальный спектакль, созданный учениками «Класса экспрессивной пластики» Геннадия Абрамова, одного из самых интересных режиссеров пластического театра, экспериментатора, основоположника нашего современного танца. Сложно в двух словах рассказать, о чем это философское произведение, известно только, что на создание его авторов подтолкнул манекен: «В витрине дизайнерского магазина мы заметили объект: это была небольшая скульптура, смотря на которую с одного ракурса, мы видели довольного человека с приподнятым подбородком и руками за спиной, а с другого — грустного человека с опущенной головой и руками, сложенными на животе».

«Школа драматического искусства»

Самым хулиганским (то есть явно подростковым) в современном театре стоит признать проект «Лаборатории Дмитрия Крымова» «Своими словами», где произведения «взрослой литературы» пересказывают четыре персонажа из разных стран — чех, финн, француженка и русская. Например, поэма Пушкина «Евгений Онегин» оказывается не только «энциклопедией русской жизни», как учат в школе, но разоблачением личности самого поэта, «такого веселого человека, который на самом деле был очень серьезный и грустный и которого потом убили». Серию должны продолжить спектакли по таким произведениям, как «Остров Сахалин» А. Чехова, «Мертвые души» Н. Гоголя и «Капитал» К. Маркса. Еще один спектакль, который перевернет представления о школьной программе — «Демон. Вид сверху». Лермонтовская поэма здесь — только повод, чтобы посмотреть на нашу жизнь как бы со стороны, под музыку Баха и Чайковского, «звуки ветра, дождя, плеск воды, гудки пароходов, разрывы снарядов, лай собаки, карканье ворон, азбуку Морзе, скрип шагов на снегу и голос Льва Толстого».

«Театр.doс»

Спектакли театра документальной драмы «Театр.doс» поставлены в супермодном нынче жанре вербатима или сторителлинга. В их основе — реальные, невыдуманные истории, рассказанные свидетелями, очевидцами и непосредственными участниками. Даже если эти события произошли сто и больше лет назад. Проект режиссера Анастасии Патлай «Слово и вещь. Истории, которых вы не знали» — это «образовательный театральный сериал об известных писателях, об их отношениях с материальным миром, об их привязанностях к тем или иным вещам». Первая серия — «Пушкин и деньги» — раскрывает жизнь поэта с неожиданной стороны. Теперь вы будете знать, сколько во времена Пушкина стоили рюмка, крепостной мальчик, одна строка «Евгения Онегина», аренда квартиры, платье невесты, дуэльные пистолеты, обед в придорожном трактире. И хватало ли на все это Пушкину его жалованья в пять тысяч рублей в год.

Спектакль «Цветаева. Гардероб» — по форме диалог двух девушек, которые осуждают наряды Марины Цветаевой, взятые из писем, воспоминаний и дневников. Казалось бы, дамская болтовня о платьях и колечках передает зрителю не только величественную и трагическую судьбу поэтессы, но и историю страны в тот безумный период.

Наталья Афанасьева
20 сентября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты