Доктор едет-едет: в школах не хватает медиков

Эксперты проанализировали состояние медицинских кабинетов и наличие врачей и медсестер в школах и детских садах России. Выяснилось, что в большинстве образовательных учреждений, если что-то случится, помощи можно ждать лишь от скорой. Медперсонала категорически не хватает, кабинеты почти всегда закрыты, никто не контролирует питание и не занимается профилактикой.
Фото: Philip Choi / Flickr / CC BY 2.0

В школах и детских садах страны не хватает медиков. Отделения медпомощи школьникам и детсадовцам укомплектованы врачами на 60%, а медсестрами — на 77%. При этом медработники трудятся на полторы ставки, бегая в течение дня по нескольким образовательным учреждениям, количество детей на одного врача-педиатра и на одну медсестру значительно превышает норматив. В итоге медкабинеты большую часть времени закрыты, никто не контролирует пищеблоки, не проводит профилактическую работу, а в случае ЧП детям и педагогам приходится рассчитывать только на скорую помощь. Таковы результаты исследования НИИ гигиены и охраны детей и подростков Минздрава РФ, которые были опубликованы в газете «Известия».

Заведующая лабораторией научных основ школ здоровья Ирина Рапопорт рассказала изданию, что медсестры по расписанию бывают в школах всего два-три раза в неделю в течение трех часов, а врачи — еще реже, некому оказывать первичную помощь при обращении детей в медицинский кабинет. Создание такого кабинета в школе — это обязанность самой школы, при этом это сложное и очень дорогостоящее мероприятие: существует довольно жесткий норматив, который предполагает наличие двух комнат, определенное покрытие стен, пола и так далее. Для многих школ это совершенно неподъемная сумма. Но даже если кабинеты и есть, большую часть времени сегодня они закрыты. Если ребенок в школе получает травму или у него случается обострение заболевания, чаще всего приходится вызывать скорую помощь.

специалисты уходят из школьной медицины

Есть штатные нормативы, установленные приказом Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»: на тысячу школьников должен приходиться один врач-педиатр, на 2,5 тыс. обучающихся — один врач по гигиене детей и подростков и одна медсестра — на 100 детсадовцев и на 500 школьников. В ряде регионов эти нормативы превышены в несколько раз. Например, в Республике Саха (Якутия) на одного врача приходится более 5 тыс. детей (в пять раз больше), а на одну медсестру — 1,3 тыс. детей (в 2,6 раза больше).

Причиной такого положения является нехватка специалистов. Дело в том, что медики, работающие в большинстве школ, числятся в системе здравоохранения. При этом многие из их обязанностей не входят в систему ОМС, их зарплаты минимальны (около 10 лет назад был подготовлен приказ о повышении зарплаты медикам, работающим в школах, однако документ так и не был принят), на них не распространяются льготы и дополнительные выплаты, которые получают их коллеги из других отделений детских поликлиник. Поэтому специалисты уходят из школьной медицины. И дети, которые проводят большую часть своей жизни в школе, фактически лишены медицинской помощи.

Никто не следит нынче в школах за питанием. При этом существует СанПиН, по которому ежедневно медработник должен проверять пищеблок, однако и это требование не выполняется. Не ведется никакой профилактической работы, что тоже входит в обязанности школьного медперсонала. Времена, когда каждый год через школу дети проходили полную диспансеризацию в поликлинике, ушли, а уж про то, что раньше в школе был стоматолог, все забыли уже давно. «В 1 классе наши дети проходили диспансеризацию, но вот уже пять лет ее не было», — говорит Ольга, чей сын учится в самом центре Москвы.

ежегодно от остановки сердца на уроках физкультуры умирает от 6 до 12 детей

«У моего ребенка диабет. Он сам умеет мерить сахар и колоть инсулин, но в школе для этого нет условий — кабинет часто закрыт», — жалуется мама восьмиклассника из Новосибирска. «В школе у нас только делают прививки, при этом не выдают сертификат и непонятно, какие прививки ребенку ставили, какие нет. В январе обращались к дежурному педиатру — в карте отмечены прививки только до 7 лет. Мы не знаем, что делали и когда, потому что школьный врач не дает никакой информации, его вообще невозможно застать на месте», — рассказывает на форуме Светлана, мама ученицы начальной школы из Саратова.

Ежегодно от остановки сердца на уроках физкультуры умирает от 6 до 12 детей, учителя чаще всего просто не знают о том, что у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. У ребенка должна быть возможность, если он себя не очень хорошо чувствует, пойти к врачу, чтобы тот оценил состояние и освободил от занятий, если ему что-то показалось подозрительным. Если медработника в школе нет, такое решение должен принять сам учитель, но если раньше в пединституте минимальная подготовка по медицине была обязательной, то сейчас такой программы нет.

Опрос, проведенный НИИ гигиены и охраны детей и подростков в Москве в 2016 году, показал, что 96% родителей считают, что в школе постоянно должна работать медсестра, а врач — хотя бы три раза в неделю. 94% убеждены, что медсестры должны контролировать организацию питания в школе, микроклимат и освещенность в классах. 65% отметили, что контролировать надо и учебную нагрузку.

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты