Общество навязывает девочкам стандарты успеха

Согласно исследованию Института демографии НИУ ВШЭ.
Maria Kuragodnikova
10 мая 2017

Исследование Института демографии НИУ ВШЭ показало, что общество, гимназия и семья с детства навязывают девочкам стандарты успеха, не учитывая их желания и не обещая конкретного будущего, а также предъявляет к ним завышенные и трудновыполнимые требования.

В основу работы старшего научного сотрудника Института демографии НИУ ВШЭ Ольги Испуовой «Взросление девочки в атмосфере „интенсивного материнства“: ученицы „лучших“ школ больших городов» легли ответы родителей школьниц (Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Соликамска) и ответы выпускниц престижных московских школ (студентки, возраст 20 лет).

Школьницам приходится выдерживать давление с разных сторон. Родители выбирают для них свой «путь к успеху». «Было давление в выборе профессии, жизненном пути, профиле деятельности», — рассказывает одна из участниц опроса. «У родителей давно уже есть планы о том, где я буду жить, за кого выйду, какой будет свадьба», — добавляет другая.

Путь в «правильное» общество лежит через хорошую школу. По мнению эксперта, они одержимы высокими местами в рейтингах, поэтому ученицы должны активно участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах. «Жизненно важно быть успешным хоть в чем-то (спорт, музыка и т. д.), принося школе тем самым дополнительные баллы. Пятерки каждый день — „рутинные“ учебные достижения — тоже никто не отменял», — добавляет социолог.

Автор исследования приходит к выводу, что успех, в достижение которого вкладывается столько физических и моральных сил, часто оказывается абстрактным. Девочкам «приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач». Выходом из ситуации может быть сопротивление установкам общества, но «стратегии сопротивления пока неясны».

Maria Kuragodnikova
10 мая 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты