Колонка родителей: наши пальчики устали

Главная страшилка школы нашего времени — безумная загруженность детей. Кажется, вся их детская жизнь состоит из уроков, домашних заданий, дополнительных занятий и репетиторов, многие устают учиться еще в 1 классе. Но откуда берется эта нагрузка? И так ли уж она тяжела?
Фото: Jupacri / Flickr / CC BY 2.0

Наконец закончилась самая длинная, сложная, выматывающая третья четверть. В последние дни учебы на детей было жалко смотреть — казалось, что вот-вот рухнут под тяжестью нагрузки. И на родителей тоже жалко — на них, кроме уроков, кружков и репетиторов, давит груз беспокойства за родного ребенка: как он вообще со всем этим справится, а ведь дальше будет только сложнее. На меня тоже давит — я, как и все, думаю о том, что дети ужасно перегружены. А ведь это всего лишь 5 класс. То, что будет ближе к выпуску, я даже представить боюсь.

Да уже в начальной школе у нынешних детей нет времени на прогулки, походы в гости, чтение книг, на просто ничегонеделание. Нынче приходится выбирать между кружком по фото и «петь охота», всюду не успеть (а это считается обязательным, иначе в приличных семьях нельзя), — а уж драмкружок вообще не укладывается ни в какое расписание.

В школах сегодня чаще всего ничего не происходит, кроме уроков — учителя говорят, что собрать детей для внеклассной деятельности очень сложно из-за их загрузки. Тут уж не до школьных спектаклей или голубых огоньков, все это понимают.

у наших родителей было принято считать нас, нынешнее поколение, бездельниками

Когда я училась в школе, все было по-другому. У наших родителей было принято считать нас, нынешнее поколение, бездельниками. Они говорили: вот мы в ваши годы ходили в школу за 10 километров, помогали по дому, воспитывали младших братьев, переписывали каждое предложение по 15 раз, пока не получалось идеально, чертили, решали в сто раз больше, читали Шекспира в оригинале и учили классиков марксизма-ленинизма наизусть. Ну, а вы...

При этом, как сейчас становится понятно, мы тоже чертили, учили наизусть и читали довольно много — например, я отчетливо помню, что сочинение нам задавали почти на каждом уроке литературы, а не как сейчас, только перед экзаменом. Физика, химия, астрономия и черчение у нас тоже были ого-го, как и все остальные предметы. Ну, и давайте скажем правду: каким бы сложным ни был ЕГЭ, это все равно не то же самое, что сначала учить билеты по каждому предмету в школе, а потом готовиться ко вступительным экзаменам в вуз.

Но я не помню, чтобы кто-то думал, будто мы чрезмерно нагружены. Главное, мы и сами так не считали. За всех вообще советских школьников не скажу, но те, с кем училась я, воспринимали школу как что-то, что занимает время сначала между игрой в войнушку и в куклы, потом — между дискотеками и гуляниями. И при этом, кто-то хуже, кто-то лучше, но мы учились, занимались с репетиторами, поступали в хорошие вузы. Ходили, кстати, и в музыкальную школу, и в спортсекции, и в походы, и в гости друг к другу почти ежедневно.

российские дети учатся едва ли не меньше всех в мире

Пытаясь разобраться в причинах такой ужасной нагрузки у нынешних детей, я посмотрела, как с этим обстоят дела в других странах. Выяснилась прелюбопытная вещь: российские дети учатся едва ли не меньше всех в мире. Наш учебный год составляет максимум 155 дней, а в Дании, например, — 200, тогда как в школах Южной Кореи и Тайваня дети учатся по 220 дней в году. Причем ходят в школу, как правило, не 11, а 12 или даже 13 лет. Учебный день в других странах тоже длиннее, чем наш, — в полдень, как у нас в «началке», он нигде не заканчивается. Выходит, не такая уж и сверхнагрузка...

Зато, судя по исследованиям, которые провела Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российские школьники тратят очень много времени на выполнение домашних заданий — до 10 часов в неделю. Больше них трудятся только китайцы — 14 часов. А вот дети из Финляндии и Кореи учатся дома около 3 часов в неделю. При этом прямой связи между количеством часов на домашние задания и качеством образования не выявлено. Мало того, другие исследования говорят о том, что в полном объеме уроки дома выполняют хорошо если 10% российских школьников: все остальные заранее капитулируют перед навалившимся на них непосильным трудом. Но ведь неделание тоже давит и нервирует, а главное, лишает процесс удовольствия. У нас в школе почему-то вообще нет такого слова, считается, что сюда ходят не за этим. Вот отсюда, как мне кажется, и берется усталость, которую чувствуют и дети, и родители.

Говорят ведь: «Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни дня». Если убрать из школьной жизни все удовольствия и оставить только тяжелый труд и нацеленность на высокий результат, то каждое задание будет казаться непосильным. Может быть, причины чрезмерной нагрузки именно в этом?

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты