Этот специалист помогает разрешать конфликты в рабочих коллективах. Он разбирается в истоках спорной ситуации, устанавливает позиции сторон и помогает прийти к оптимальному для оппонентов решению поднятого вопроса.
Чем занимается конфликтолог
Конфликты — неотъемлемая часть любого человеческого взаимодействия. Столкновение может говорить лишь о том, что у участников коммуникации есть собственное мнение и интересы. И если в неформальном общении можно говорить даже о положительной роли конфликтов (они, как известно, могут укреплять отношения и помогать людям сблизиться), то в рабочих коллективах их влияние скорее деструктивно. Источником спорной ситуации может быть как бытовые ситуации, так и ценностные столкновения сотрудников. Чтобы таких проблем в коллективе было меньше (или чтобы они решались с наименьшими потерями для сторон), существуют конфликтологи. Эти специалисты знают о конфликтах если не все, то очень многое: источники их возникновения, основные типы конфликтных ситуаций и пути их разрешения. Опираясь на свои знания, профессионалы проводят с сотрудниками специальные встречи (групповые и индвидуальные), на которых разбирают происходящее между ними. В процессе общения с клиентами конфликтологи используют различные переговорные техники и предлагают подопечным личностные тренинги — на умение слышать друг друга, сплочение и доверие.
Что должен уметь конфликтолог
• разбираться в типологии конфликтов, уметь определять их на практике
• работать с сотрудниками рабочего или учебного коллектива в индивидуальном и групповом формате
• проводить личностные тренинги с разными задачами и целями, собирать после них обратную связь и оценивать эффективность
• оказывать подопечным психологическую поддержку и при необходимости давать дополнительные консультации
• следить за динамикой конфликта, стремиться его разрешить наиболее эффективно
• вести дневник наблюдений за подопечными, чтобы отслеживать общую динамику изменений
• разбираться в теоретической конфликтологии и (знать основные научные направления и т.д.)
• владеть различными методиками и обладать методическими наработками по тренингам и практикам
Почему востребована профессия конфликтолога
Современный рабочий коллектив — крайне разнородная и активно развивающаяся структура. Так, сегодня в одном офисе могут сидеть 20-летний сотрудник, работник, находящийся на своем месте с момента основания фирмы и их постоянно меняющиеся из-за текучки кадров коллеги. Даже в этом примере, которым не исчерпывается представление о рабочем коллективе, профессиональный конфликтолог можно обнаружить почву для конфликта и сделать все возможное, чтобы его не произошло. Специалист создает особые атмосферу и психологические условия в коллективе, чтобы особенности личных отношений не влияли на рабочий процесс и продуктивность компании.
Как стать конфликтологом
Будущие конфликтологи должны получить высшее образование, в идеале — психологическое. Направление подготовки при этом должно быть связано с конфликтологией. Однако также специалисты могут иметь социологическое образование или образование в области юриспруденции или управления персоналом.
Конфликтологи могут работать в HR-отделах коммерческих компаний или структурах, связанных с управлением персоналом. Кроме того, специалисты сотрудничают с консалтинговыми компаниями, а также могут давать консультации сразу несколько организациям-клиентам. Также востребованы конфликтологи и в образовании.