Как я выиграл Международную олимпиаду школьников — 2017

Летом в нескольких городах мира проходят международные олимпиады для самых умных школьников из разных стран. Для того чтобы попасть в сборную России и принять участие в этих соревнованиях, нужно продемонстрировать выдающиеся достижения по одному из предметов, например, выиграть Всероссийскую олимпиаду. «Учёба.ру» побеседовала с победителями и призерами международных олимпиад — 2017, чтобы узнать, как им удалось добиться такого результата.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
17 октября 2017
Фото: Фото из личного архива Кати Жигилевой
Дмитрий Плотников,
студент 1 курса факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ,
победитель международной олимпиады по физике IphO 2017

«Я закончил школу № 1329 с углубленным изучением физики, но ходил я туда мало, в основном учился дома. Я участвовал во многих олимпиадах, в том числе стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по физике, и с 2016 года ездил на международные соревнования. Каким образом проходит отбор в команду России? Первые 28 ребят со „Всероса“ среди учеников 10 классов становятся кандидатами в сборную, на протяжении всего года их приглашают на рейтинговые сборы, по результатам которых происходит отсев худших. Во время сборов, проводимых в „Физтехе“, ребята учатся и готовятся к олимпиаде.

Международная физическая олимпиада в этом году проходила в Индонезии и состояла из двух туров — экспериментального и теоретического. Параллельно соревнованиям была и досуговая программа, но сборная России в этих выездах не участвовала, потому что это риск заболеть и проиграть олимпиаду.

Когда я узнал, что завоевал золотую медаль, то был очень рад, что теперь получу миллион рублей, который Правительство Москвы выплачивает победителям международных олимпиад. А вот ребята из других городов столкнулись с крайней несправедливостью. Московские школьники получают за золото миллион, а школьники из регионов не получают ничего, совсем ничего. Ребят реально очень жалко, ведь мы все были в одной команде и боролись вместе, но руководству регионов до этого нет дела.

Свой денежный приз я получил где-то в конце августа. На что планирую его потратить? Например, я питаюсь в кафе, пью кофе и параллельно решаю задачи. Трачу деньги на еду и развлечения. Сейчас я учусь в Высшей школе экономики на факультете компьютерных наук и планирую стать программистом».

Михаил Селюгин,
ученик 11 класса школы № 146 г. Перми,
призер международной олимпиады школьников по географии IGeo 2017

«Я живу и учусь в Перми, в школе № 146 с углубленным изучением математики, физики и информатики. Но по желанию можно на профильном уровне заниматься и по другим предметам. Учителя всегда открыты для общения, и наша школа регулярно готовит призеров олимпиад по самым разным профилям. Я участвовал во „Всеросе“ на всех этапах, особенно успешно по географии, математике и физике, и на региональном туре неоднократно становился призером и победителем. Были успехи и в других состязаниях: олимпиаде Физтех по математике и физике, олимпиаде Юные таланты по географии, Московской городской олимпиаде по физике.

Отбор на международную олимпиаду проводится из числа школьников со всей страны, через Всероссийскую олимпиаду. Наиболее успешно выступившие ребята — призеры и победители — приглашаются на сборы по подготовке к международным олимпиадам, где оцениваются навыки по решению нестандартных задач, личностные качества кандидата в команду. На основе этих мероприятий жюри Всероса выбирает четырех участников IGeo. Подготовка к межнару идет круглогодично, дважды в год проводятся сборы, где нас готовят к формату IGeo. Там мы без преувеличения учимся постоянно: восемь часов в день общие занятия, а еще самоподготовка. Но несмотря ни на что сборы — это классно, потому что ты плотно общаешься с людьми, с которыми имеешь общие интересы. Это возможность найти по-настоящему близких друзей. Минус, конечно, в том, что все мы из разных городов и личное общение после сборов затруднено.

В этом году межнар по географии IGeo проходил в Белграде (Сербия). Всего на олимпиаде было 160 участников из 41 страны, от России ездило четыре человека: трое москвичей и я — четвертый. Всего на олимпиаде четыре тура: теоретический, два полевых (камеральный и полевые наблюдения) и мультимедиа-тест. Стоит отметить, что все формулируется и решается на английском, что сильно усложняет олимпиаду. Англоговорящим дается меньше времени, но мне кажется, им все равно легче. Задания прикладные, их решение подразумевает создание небольшого проекта с иллюстрациями, указанием причин и следствий. Традиционной для российской географии проверки фактических знаний там нет совсем. По результатам полевого тура формируется план устойчивого развития исследуемой территории. А мультимедиа-тест — это набор заданий, к каждому из которых приложена карта, иллюстрация или видеосюжет. То есть каждое задание вполне реально решить на основе общих представлений о мире.

Помимо собственно туров на олимпиаде есть экскурсии по принимающей стране и городу, мероприятия по представлению своей страны. То есть это одновременно и турпоездка с большим количеством новых впечатлений. Вообще, очень интересно пообщаться с такими разными людьми из стольких стран, завести новые знакомства. Хотя самые близкие отношения все равно сложились с участниками из восточноевропейских стран.

Я не мог поверить в свою победу, и только глядя на диплом с моей фамилией, убедился, что действительно получил бронзовую медаль. Это было чувство счастья и полного удовлетворения. Призы для победителей и призеров олимпиады предусмотрены только от регионов, от правительства России нет совсем ничего. Вообще, региональных школьников, конечно, не балуют, тогда как москвичам выплатили от 250 тысяч до миллиона рублей, в зависимости от степени диплома. Пермский край только обещал денежную премию куда меньших размеров, но пока ничего для этого не сделано.

Если говорить о ближайших планах, то мне хотелось бы попасть на межнар и в следующем году, съездить в Канаду. Также передо мной стоит выбор профессии: связывать ли свою жизнь с географией или с точными науками. Сейчас я занимаюсь самоподготовкой, а скоро сборы, где, я уверен, получу отличные впечатления и новые знания».

Катя Жигилева,
студентка 1 курса химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
призер международной олимпиады по химии IChO 2017

«Девять лет я училась в тюменской общеобразовательной школе № 10 в обычном классе, где учительница по химии увлекла меня предметом, но занималась я больше самостоятельно. Старшие классы я закончила в гимназии Тюменского государственного университета, где училась уже в естественно-научном классе. Химия у нас преподавалась хорошо, было много часов в программе, прекрасная преподавательница, которая способствовала моей подготовке к олимпиадам: обеспечивала литературой, организовывала занятия с вузовскими преподавателями и практику. В 9 и 10 классе я участвовала во Всероссийской олимпиаде по химии, но безрезультатно, а вот в 11 классе стала победителем, после этого участвовала в составе команды России в Международной менделеевской олимпиаде по химии в Астане и получила золотую медаль. Кроме химии занималась экологией, в 10 классе стала победителем Всероссийской олимпиады по этому предмету.

На первом этапе отбора на международную олимпиаду по результатам „Всероса“ составляется список кандидатов из победителей 10-11 классов и иногда призеров, показавших высокий результат. Потом эти школьники едут на летние сборы, то есть проводят порядка 20 дней в июне занимаясь подготовкой к олимпиаде на базе химфака МГУ (теория, решение задач, практика). В конце сборов проводится отборочная олимпиада, по результатам которой и определяются участники на международную олимпиаду от России, и в дальнейшем еще неделя сборов проходит только для тех, кто отобрался.

Международная олимпиада IchO проходила в июле в Таиланде и состояла из двух туров: практика и теория. Теоретические задания были больше расчетные, а на практике мы делали органический синтез, титрование (метод количественного анализа) и выполняли работу на спектрофотометре. Да, волнение было, особенно от осознания того, что я выступаю не только за себя, но и за свою страну, и это большая ответственность. У нас почти каждый день были экскурсии. Было приятно познакомиться с культурой такой экзотической страны, как Таиланд.

Международная и всероссийская олимпиада очень сильно отличаются друг от друга по формату. На всероссийской два теоретических тура, и задания на них бывают сложнее, чем на международной, где больше уклон на точность расчетов и скорость. Объем работы во много раз больше, напоминает своеобразный марафон. А практический тур гораздо сложнее на IChO: во-первых, нужно владеть гораздо большим набором навыков, и, во-вторых, на практике на „межнаре“ нужно сделать ровно в три раза больше, чем за то же время на „Всеросе“.

Сейчас я учусь на химическом факультете МГУ. Собираюсь заниматься наукой, мечтаю стать ученым и сделать что-то полезное и качественно новое в области органической химии или биохимии».

Никита Добронравов,
студент 1 курса СПбГУ,
призер международной олимпиады по математике Romanian Master of Mathematics 2017

«Я учился в новосибирском лицее № 130, но там я математикой почти не занимался, потому что все было слишком легко. До международной я участвовал в китайской олимпиаде и во Всероссийской олимпиаде за 10 класс. Там я показал неплохие результаты, поэтому и поехал на международную олимпиаду в Румынии (Romanian Master of Mathematics). Отбор в нее проходит в несколько этапов. Сначала школьники отбираются на зимние сборы, по результатам которых выбирают 12 лучших ребят. Румынская олимпиада, в свою очередь, является частью отбора на более престижную международную олимпиаду IMO.

Олимпиада состояла из двух туров, в каждом из которых предлагалось решить три задачи за 4,5 часа. Задачи оказались сложнее, чем на „Всеросе“, поэтому я очень обрадовался своему успеху. Летом я поступил в СПбГУ, и в моих ближайших планах хорошо учиться и закончить университет, а дальше — я еще не задумывался».

Габор Кайбжанов,
призер международной олимпиады по географии IGeo 2017

«Я учился в немецкой спецшколе № 2104 на Таганке. Странно было прийти к географии там, где ее в старших классах нет вообще, но это был мой личный выбор. Примеры многих ребят на олимпиадах показали, что количество времени на предмет в школе никак не влияет на их мотивацию. В этом году я участвовал в олимпиаде iGeo, которая проводилась в Белграде. Там я получил серебряную медаль, как и еще двое ребят в сборной России. И один уехал с бронзой. Мы результатом довольны.

Про отбор на олимпиаду лучше не спрашивать. Ребята и учителя сами гадают, как он проходит. Не знаю, как по другим предметам, но для нас, географов, — это тайна. Я, например, занял шестое место на Всероссийской олимпиаде, но в четверку на международную все же попал. Что известно из требований: во-первых, необходим хороший английский, чтобы понимать задания олимпиады, перевода на русский там нет; во-вторых, нужно, разумеется, хорошо выступить на финале „Всероса“ по географии. А дальше — кому как повезет. Это грустно осознавать, но это правда.

Подготовка сборной проходит в три этапа. Для начала шесть-семь участников самостоятельно готовятся к Балтийской олимпиаде. Это тренировочное соревнование, которое проводится между шестью странами Восточной Европы. Туда, помимо устоявшейся четверки, отправляются потенциальные кандидаты на следующий год. Дальше проходят двухнедельные тренировочные сборы в Тверской области. В эту смену приглашены 25 самых успешных ребят со всей России, и эта подготовка включает в себя подготовку и к Всероссийской олимпиаде, и, в меньшей степени, к международной. Следом организуется неделя интенсивных сборов для четверых членов сборной. Считайте, этим летом я провел в тверских лесах три недели. Лишь после этого можно передохнуть — до главного старта остается неделя, на время которой разрешается „забыть“ об олимпийской суете.

Международная олимпиада состоит из трех туров — теоретического, практического (две части: наблюдения в поле и камеральная обработка) и мультимедиа-теста. Изюминкой считается полевой этап, так как он проводится на местности — в этом году это был тенистый белградский парк (в жару, 38 градусов тепла, никто не смог бы представить другого места для „практура“). Но мне также по душе тест. Он банален с точки зрения методики — 40 вопросов с четырьмя вариантами ответа, но в заданиях присутствуют разные формы представления информации. Это и видео, и звукозаписи, и динамические картинки, и графики. Бывает, встречаются необычные — карикатуры или анаморфозы — искаженные изображения Земли. Все они должны подвести ученика к немного нестандартному решению вопроса. Должны, но получается это у них не всегда.

Я старался не волноваться. Подготовка меня уже закалила, и я перестал дрожать в ожидании бланков с заданиями, как это было на Балтийской олимпиаде, например. Я спокойнее стал относиться к соревнованиям, и, даже выявив ошибки в своей работе уже после сдачи бланков, уверял себя, что все будет нормально. Задания на международной олимпиаде показались проще, чем на всероссийской. Они не требуют больших размышлений, а больше нацелены на форму изложения, краткость мыслей и владение географическими и экономическими терминами. На сборах мы уже успели „набить руку“. „Всерос“ же известен тем, что задания там часто комплексные, охватывают множество тем и что готовиться к ним нужно тщательнее. Я обрадовался своей победе и тому, что вся команда уедет с медалями.

Поощрение за медаль на олимпиаде получают только москвичи. И это обидно. Я до сих пор не могу нормально принять тот факт, что наш медалист из Пермского края не получит ничего. Поэтому я запустил сбор подписей на интернет-платформе в пользу введения федеральных премий для таких ребят. Мне интересно, сколько людей меня поддержит и смогу ли я донести свою мысль до СМИ, а может быть — и до власти.

Сейчас я продолжаю учиться в школе, потому что переехал в другую страну, и мне нужно адаптироваться к той образовательной системе, которая здесь существует. В будущем мне бы хотелось учиться в международном университете, котирующемся и в России, и во всем мире. Если говорить о планах — то хочется устроить свою жизнь. В самом обыденном плане, ведь мне сейчас 18. А дальше — искать интересные предложения по работе и пробиваться. Путешествовать, не забывать о саморазвитии и поддерживать контакт с друзьями, которых уже разнесло по разным уголкам Земли. Есть у меня мечта создать вместе с кем-то некую техническую инновацию, которая бы приносила пользу всем людям. Или архитектурный проект. Не знаю точно. Пока что эти рассуждения кажутся далекими и нереальными, ведь еще только предстоит разобраться, какую пользу я могу получить от своих предыдущих достижений — например, от победы на олимпиаде».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
17 октября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты