«Нет мелочному контролю за учителем!»: День учителя отметят пикетами 

«Мы есть, и мы здесь! Профсоюз „Учитель“ требует переговоров», — с таким лозунгом вышли педагоги к Минобрнауки. В честь профессионального праздника учителя пытаются обратить внимание чиновников на свои проблемы: унизительные тестирования, уменьшение зарплаты, увеличение нагрузки, неоплачиваемый труд и, главное, ограничение свободы выбирать учебные программы и учебники, а также отсутствие возможности работать без бесконечных проверок и отчетов.
Наталья Афанасьева
04 октября 2017
1 комментарий
Фото: Julien Harneis / Flickr / CC BY-SA 2.0

В преддверии Дня учителя педагоги и активисты профсоюза «Учитель» пришли к зданию Министерства образования и науки РФ с лозунгами: «Мы есть, и мы здесь! Профсоюз „Учитель“ требует переговоров», «Нет мелочному контролю за учителем!», «Нам не нужна придуманная чиновниками „карьера“! Требуем моратория на введение профстандарта и НСУР» и так далее.

Будучи людьми законопослушными, педагоги пытались до этого согласовать акцию в Лермонтовском сквере, но эта попытка не увенчалась успехом. Несмотря на это профсоюз «Учитель» решительно намерен продолжать выходить со своими требованиями к Министерству образования на Тверской. Одно из основных — отмена бесконечных проверок и профстандартов, которые не только унизительны для профессионалов, но и отнимают время, не дают учителям полноценно заниматься своими непосредственными обязанностями, то есть учить детей. Кроме того, что сегодня, как и раньше, раз в три года педагог должен проходить повышение квалификации, а каждые пять лет — аттестацию, с этого года вводится также «ЕГЭ для учителей» — обязательное тестирование на знание предмета, пока русского и математики (об этом «Учёба.ру» писала в материале «А судьи кто? Школьные учителя будут сдавать экзамены»). «Каждый год расширяется набор форм контроля за работой, что вызывает протест в среде педагогов. Учителей вынуждают не только сдавать ЕГЭ, но и участвовать в тестировании системы оценки компетенций, разработанной для реализации НСУР», — подчеркивают профсоюзные активисты.

НСУР переводится как «Новая система учительского роста» и была введена по распоряжению президента России Владимира Путина. Она предполагает появление новых статусов — старшего и ведущего учителя, а также учителя-наставника. И это — новая головная боль для педагогов. «Уже начата апробация системы, но до сих пор неясно, как оценить компетентность, каким образом дополнительные обязанности на этих должностях будут оплачиваться, кто будет это финансировать, — рассказывают в профсоюзе. — В последние годы нагрузка учителей катастрофически выросла, в школах с 1 сентября 2017 года стало на миллион детей больше, а финансирование осталось примерно на прежнем уровне. Как всегда, формально это добровольные процедуры, но отказаться от них невозможно». При этом, как говорят представители профсоюза, учителей продолжают активно привлекать к неоплачиваемому труду: работе на ГИА, субботникам, уборке школы, созданию «массовки» на городских мероприятиях, сбору данных о детях для разных ведомств и так далее.

Праздничный флешмоб 

Рост учительских зарплат за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения нагрузки. Многие педагоги ведут по 36 уроков в неделю, что негативно сказывается на качестве обучения. Новая система оплаты труда, при которой руководство школы само распоряжается финансовыми средствами, часто приводит к тому, что в рамках одного учреждения зарплаты разных учителей отличаются в разы, а цифры, представляемые в официальных отчетах по регионам, как «средняя температура по больнице», не отражают реального положения дел.

Но если к более чем скромной оценке своего труда учителя уже почти привыкли, то к состоянию полной профессиональной несвободы, которая растет с каждым годом, привыкнуть невозможно. «В XXI веке у российских учителей отобрали: право выбирать учебные программы и учебники, право работать без унизительных мелочных проверок, право на сокращенную рабочую неделю, право на гарантированную оплату труда. Теперь хотят забрать свободу преподавания и школьное самоуправление. Не отдадим!». Этот лозунг, как указывают лидеры профсоюза «Учитель», стал актуальным буквально на днях: 27 сентября на «Правительственном часе» министр образования Ольга Васильева заявила, что необходима «жесткая вертикаль управления образованием».

Что же вынуждает учителей идти на столь резкие меры, выходить с требованиями на улицу, и есть ли у них свобода и права, «Учёба.ру» спросила у сопредседателя МПРО «Учитель» Всеволода Луховицкого, учителя русского языка и права в школе «Интеллектуал».

Всеволод Луховицкий,
преподаватель русского языка и права,
сопредседатель профсоюза учителей

«Профсоюз „Учитель“ уже больше года последовательно предлагает новому руководству обсудить возможность переговоров, но министерство образования не хочет нас слушать, на официальные запросы отвечают отписками и делают вид, что нас нет. А у нас только членов профсоюза несколько тысяч человек по всей стране, и их число постоянно растет, а сочувствующих еще больше. Даже с прошлым министром образования у нас были конструктивные переговоры — например, по поводу рабочего времени педагогов. Сейчас же нас игнорируют, акции не согласовывают, поэтому мы будем использовать все способы, чтобы донести свою позицию: например, устраивать одиночные пикеты.

Среди основных проблем, на которые мы хотим обратить внимание, — ситуация с оплатой труда учителя, которая ухудшается, особенно в регионах, несмотря на бравурные отчеты и рассказы о том, как все хорошо. И это обижает больше всего — мало того что реальная зарплата педагогов снижается, так еще перед широкой общественностью нас выставляют зажравшимися, корыстными людьми. А многие обязанности учителя просто не оплачиваются — например, работа на экзаменах.

Мы также против унизительных нововведений: экзаменов для учителей, профстандартов, изображения каких-то разрядов, аттестаций и так далее. Это все совершенно ненаучно, это отбирает много времени и никак не оплачивается. А НСУР — эту „Новую систему учительского роста“ — придумал человек, который вообще не понимает сути профессии. Дело в том, что большинству учителей не нужна карьера: те, кто приходит в школу преподавать, не хотят быть директорами. Как раз это сейчас не так сложно, вот почему в школу приходят управленцы, чиновники, которые очень далеки от истинного понимания школы. Учителю не нужен карьерный рост, ему нужны нормальные условия труда, возможность спокойно делать свое дело и достойная его оплата.

Никогда, даже в советское время, не было такого контроля над учителем. Педагог всегда был самостоятелен, по крайней мере, в выборе программы, учебника, метода и содержания курса. Сейчас же отнимают все. Я преподаю русский язык по учебнику, который до 2014 года был в федеральном перечне, а потом по непонятным причинам пропал, я теперь должен ощущать себя преступником? Это делается для того, чтобы учитель всегда чувствовал себя виноватым, чтобы понимал, что, так или иначе, его все равно на чем-нибудь поймают: не на учебниках, так на рабочих тетрадях или зазвонившем в кармане телефоне, как это было недавно в знаменитой школе Тубельского, когда учительницу уволили со скандалом за звонок во время пересдачи ЕГЭ, что абсолютно незаконно. Это очень удобно, это способ держать учителей в повиновении, чтобы они не заикались о повышении зарплаты, о дополнительных нагрузках, о своих правах.

Накануне праздника Дня учителя в прессе обычно появляются материалы о том, какие учителя ужасные, опасные люди: скандалы, издевательства, вымогательства и другие преступления. Чтобы все: родители, дети — знали, что хуже злодея нет, чем школьный учитель, и любой может прищучить его. Мы же, кроме пикетов, которые прошли не только в Москве, но и в других городах, собираемся запустить флешмоб в YouTube, где учителя будут в честь праздника рассказывать о том, что их беспокоит в современной системе. Надо заметить, что учитель по сути своей — это самый законопослушный и терпеливый человек на свете. И если уж он не готов мириться с ситуацией...»

Наталья Афанасьева
04 октября 2017
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты