ЭЖД: "Просим извинения за (долго)временные неудобства"

После перехода школ на электронные дневники не было и года, когда в этой системе не происходили бы какие-то «улучшения». Первая четверть у учителей, родителей и детей традиционно теперь проходит в бесконечных боях за возможность войти в этот виртуальный мир школьника, чтобы узнать расписание, домашнее задание и оценки. Старые добрые бумажные дневники вспоминаются теперь с теплотой.
Наталья Афанасьева
15 сентября 2017
2 комментария
Фото: isaiah v / Flickr / CC BY 2.0

«Уважаемые пользователи, на серверах системы проводятся технические работы. Приносим свои извинения за временные неудобства. Полная работоспособность системы будет восстановлена в ближайшее время». Такое объявление видят уже две недели, прошедшие с начала учебного года, московские школьники и их родители, заглядывая в ЭЖД (электронный журнал и дневник) на портале государственных услуг.

В последние дни, правда, там появилась еще одна запись для учителей: «Уважаемые классные руководители! Обратите внимание на новое личное сообщение от Администрации в Вашем журнале. Просим вас внимательно ознакомиться с порядком авторизации учащихся и родителей, и с алгоритмом Ваших действий в случае возникновения у них проблем с доступом к дневнику через mos.ru» (орфография сохранена).

Впрочем, классные руководители и без этого уже две недели занимаются тем, что пытаются подключить родителей к обновленному ЭЖД: присылают инструкции, которые оказываются неверными, поскольку потом приходят другие. Родители в панике пытаются найти многозначные пароли, которые им выдавали на бумажках три года назад, при этом никто не понимает, работают ли эти старые пароли или нужны какие-то другие. И где их брать, и так далее. Проверить, работает все это или нет, невозможно, так как на сайте либо технические работы, либо он показывает только пустую сетку с днями недели.

в 2014 году все московские школы были принудительно переведены на новую систему ведения электронного журнала и дневника

За последние несколько лет электронные дневники школьника менялись несколько раз. Например, шесть лет назад московские первоклассники должны были зарегистрироваться на сайте «Началка». Это было не так и просто, система регистрации оказалась довольно запутанной, учитывая, что родители первоклассников — люди еще тревожные, им кажется, что они упускают что-то очень важное, не имея доступа к этой «Началке». Но к третьей четверти даже самые способные, наконец, сумели разобраться в паролях и явках и, вроде бы, только вздохнули... Однако уже в начале следующего года «Началка» прекратила свое существование, школьников перевели в «Электронный журнал» — «eljur.ru». Примерно ко второму полугодию всем, наконец, удалось подключиться и к нему. И, вроде бы даже, казалось, все не зря, так как журнал этот был удобный, в него можно было заходить со всех устройств, была возможность подключить SMS-сообщения, учитель мог делать рассылки. Но, разумеется, долго так продолжаться не могло.

Уже в 2014 году все московские школы были принудительно переведены на новую систему ведения электронного журнала и дневника, которая называется по моде последних лет непонятно: «МРКО». В переводе на человеческий это означает Московский регистр качества образования, что, впрочем, тоже не разъясняет сути явления. «Облачная» система требовала входа через портал pgu.mos.ru, то есть для того, чтобы посмотреть оценки и «домашку» ребенка, нужно было зарегистрироваться на портале госуслуг. Это нововведение было столь неудобно, что некоторые школы даже решились возразить Департаменту образования (событие в наших краях невиданное). На сайте Change.org появилась петиция против принуждения школ к переходу на новую систему. Ее авторы требовали прекратить административное давление на школы и предоставить возможность образовательному учреждению самостоятельно выбрать систему для ведения электронного журнала и электронного дневника.

выбор городом сделан и изменению не подлежит

В тексте петиции отмечалось, что многие школы под давлением вышестоящих инстанций были вынуждены перейти на использование единой системы МРКО, которая в большинстве случаев просто не работает: «Вместо подготовки к урокам учителя вынуждены ночами вносить информацию в неудобную для работы систему, которая постоянно пропадает. Родители были лишены возможности поддерживать оперативную связь со школой и педагогами посредством электронного журнала, а также пользоваться привычными услугами, доступными в других системах, — оповещение об успеваемости по электронной почте и SMS. Более того, МРКО не соответствует требованиям Министерства образования и науки РФ, предъявляемым к электронным журналам и дневникам, и не позволяет в полном объеме получить соответствующую электронную услугу, так как в электронном дневнике МРКО отсутствует информация о темах проведенных уроков», — отмечалось в обращении.

Однако, как заявил руководитель Департамента образования г. Москвы Исаак Калина 15 сентября 2014 года, выбор городом сделан и изменению не подлежит. «Мы с вами работаем в государственных образовательных учреждениях. Я прошу это не забывать. Выбор городом сделан. Все, что считаете нужно полезного внести в выбранный журнал, — предлагайте», — отрезал глава депобра. Родителям опять выдали нарезанные бумажки с паролями, учителя рассылали пошаговые инструкции по регистрации и дальнейшей работе с этим МРКО. Но даже самые продвинутые родители — IT-специалисты и интернет-гуру — не могли разобраться, где там логин, где пароль, и в каком порядке все это надо набирать. Но, как известно, учителя и родители школьников — это люди, которых просто так не собьешь с намеченного пути. К концу учебного года уже все, наконец, подключились к системе.

И вот, считай, три года ни шатко ни валко московские школьники живут с ЭЖД на портале госуслуг. Он часто виснет и падает, информация там то появляется, то исчезает, но все как-то привыкли, что для того, чтобы узнать «домашку» по музыке, они тратят полдня. Учителя тоже жаловались, что теперь вся их жизнь посвящена заполнению этого ЭЖД МРКО, однако потом и они свыклись с происходящим. И вот опять какое-то «благоустройство». Переживем мы, конечно, и его. Только один вопрос к Департаменту образования: а нельзя нашим детям вернуться к бумажным дневникам? Пусть они записывают своими собственными руками туда домашние задания — это очень развивает самостоятельность, умение планировать работу, ответственность. Учителя будут, как прежде, ставить в дневник оценки и писать замечания, таким образом, у родителей опять появится прекрасный коммуникационный канал со школой. А главное, это не стоит ничего: не надо тратить миллионы рублей и рабочие часы, нервы и время учителей и родителей.

Наталья Афанасьева
15 сентября 2017
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты