Врачи без границ: учебные курсы для медиков, которые хотят знать больше

Знания в области медицины устаревают очень быстро. Как догнать прогресс и где найти хорошие курсы для врачей? «Учёба.ру» выбрала самые бюджетные и интересные варианты, для большинства из которых медикам даже не нужно отрываться от работы или учебы.
Елена Фоер
07 сентября 2017
Фото: Hamza Butt / Flickr / CC BY 2.0

Работать врачом становится все сложнее. И дело не только в нормативах времени на прием пациента в государственных клиниках или сокращающемся числе стационаров. Когда-то медицинские знания прирастали достаточно медленно для того, чтобы просвещенный врач успевал освоить все новые открытия своего времени. Но сегодня знания множатся с огромной скоростью. Значительная часть информации, получаемая врачом из учебников, написанных пять-десять лет назад, устаревает еще до того, как он получит право работать по специальности. По закону, врачи обязаны регулярно обновлять полученные знания — это называется «система непрерывного медицинского образования». Но если кажется, что этого недостаточно, всегда можно взять задачу образования в свои руки.

1. Учиться вместе с коллегами

Иногда самая простая идея — лучшая. Так, например, решили студенты медицинских вузов, запустившие блог с переводами актуальных медицинских статей и лектории для того, чтобы добрать актуальных, свежих знаний по своим специальностям. Речь идет про портал «Медач» (то есть Medical Channel). Его создатель, Сергей (в интернете его лучше знают под псевдонимом Чумной Доктор), учился в Ростовском государственном медицинском университете. Преподаватели запрещали студентам выкладывать в открытый доступ и передавать друг другу конспекты лекций из-за суеверного страха, что те после этого перестанут ходить на занятия. Именно поэтому у Сергея появилось желание создать ресурс, где можно было бы найти книги, конспекты лекций и переводы научных новостей.

Сегодня «Медач» — огромное сообщество (в группе «ВКонтакте» более 100 тысяч человек), там публикуются переводы статей из наиболее уважаемых медицинских журналов (переводы, кстати, перед публикацией вычитываются и проверяются активными участниками). Вслед за новостями стали появляться детальные обзоры по различным медицинским вопросам — причем процесс подготовки текстов организован таким образом, что вероятность найти ошибку в опубликованном материале очень мала. А в прошлом году у «Медача» появился свой лекторий (к слову, с видеотрансляциями — так что ехать в другой город, чтобы послушать лекции, не нужно). Занятия ведут как студенты старших курсов, так и врачи «с именем». Найти расписание лекций можно в паблике или на сайте блога. А можно организовать и что-то свое — переизбытка образовательных инициатив для медиков в России сегодня точно не стоит бояться.

2. Искать инициативы фондов и общественных организаций

Илья Фоминцев, врач-онколог из Санкт-Петербурга, работал в Областном ленинградском диспансере. День за днем наблюдая за тем, сколько недостатков есть в системе медицинской помощи онкобольным, он решил, что надо что-то менять. И создал Фонд профилактики рака. Помимо просветительских инициатив и разработанного сотрудниками скринингового теста, фонд также организовал Высшую школу онкологии — образовательный проект, созданный совместно с НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова. Врачи проходят жесткий конкурсный отбор: вначале собеседование, потом решение клинических задач для проверки базовых медицинских знаний, а затем — очное собеседование в НИИ им. Н.Н. Петрова. Прошедшие счастливчики получают право бесплатно учиться в ординатуре института, а помимо этого фонд предоставляет им самые современные учебники и журналы по онкологии, проводит мастер-классы и семинары, стажировки у известных специалистов. По окончании ординатуры прошедшим гарантируют трудоустройство, но об этом, кажется, можно было бы и не писать — спрос на хороших врачей сегодня куда больше, чем предложение.

3. Использовать программы фармацевтических компаний

Конечно, задача фармкомпаний — убедить врачей в том, что выписывать нужно именно их препарат (желательно, по максимальному списку показаний). Но при этом гиганты индустрии, как правило, подходят к своей работе достаточно ответственно, чтобы не ограничиваться дарением докторам блокнотов и ярких ручек. Нередко они проводят обучающие мероприятия, причем как для пациентов, так и для врачей. Так, например, компания MSD создала для врачей портал Univadis с онлайн-обучением, основанным на принципах доказательной медицины. Здесь можно найти видеозаписи и текстовые описания с разборами клинических случаев, а также новости медицины, тесты и отдельный раздел, посвященный онкологии. Партнеры ресурса — самый уважаемый в мире медицинский журнал Lancet и крупное академическое издательство The JAMA Network. Уже ради возможности почитать тексты оттуда можно периодически заглядывать на портал.

4. Учиться на платформах открытых курсов

Конечно, платформы онлайн-курсов в первую очередь рассчитаны на «новичков» в любой сфере. Но если поискать, можно найти и «продвинутые» программы, в том числе и для специалистов.

  • Курс по торакальной онкологии Университета Мичигана предназначен для медиков, специализирующихся на гастроэнтерологии, онкологии, пульмонологии, психиатрии, радиационной онкологии, радиологии и торакальной хирургии. Основная цель — дать медикам базовые знания по современным методам торакальной хирургии при онкозаболеваниях.
  • Бесплатный курс о трансплантации почки, поджелудочной железы и островковых клеток Медицинского центра Университета Лейдена. Он рассчитан на студентов-медиков и врачей, работающих в смежных областях и желающих расширить свои знания. Курс делится на четыре модуля: «до трансплантации», хирургические процедуры у пациентов с осложненным анамнезом, включая пациентов с диабетом, проблемы, которые могут произойти на ранних этапах после трансплантации, и сложности, с которыми может столкнуться пациент спустя некоторое время.
  • В австралийском университете Тасмании есть центр исследований деменции Wiking. Помимо прочей работы, проводимой там, он организует онлайн-курс о деменции. В курсе рассказывается о факторах риска развития деменции и профилактических мерах, причем на уровне хорошо составленной университетской программы. А это значит, курс отлично подойдет студентам-медикам, которые хотят больше узнать о деменции от людей, которые исследуют ее.
  • Курс, посвященный изучению метастазирования рака, проводит Университет Джона Хопкинса. Он хорош тем, что про процессы, стоящие за развитием метастаз, про их диагностику и лечение рассказывают как клиницисты, так и исследователи. В курсе отдельно оговаривается, что он не предназначен для пациентов, которые хотят больше узнать о своем диагнозе. Основная аудитория — студенты медвузов, преподаватели, которые хотят дополнить свой курс современной информацией по теме, врачи и медсестры, а также специалисты в области биоинформатики.
  • Еще один узкоспециализированный курс для медиков предоставила Школа медицины Икана Медицинского центра Маунт-Синай. В нем рассказывается про то, как отличить острый риносинусит от хронического, и какие терапевтические методы подходят для каждого из них. Курс рассчитан в первую очередь на практикующих оториноларингологов — вникать в такие тонкости профессии, пожалуй, будет интересно именно тем, кто имеет к ней прямое отношение.
Елена Фоер
07 сентября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты