Delete my life: почему стреляют дети

В подмосковной школе произошла трагедия, есть раненые: девятиклассник взорвал в классе дымовые шашки, стрелял из ружья и напал на учительницу с топором. Это далеко не первый инцидент с участием школьников. Как всегда, в таких ситуациях главный вопрос — кто виноват и что надо делать, чтобы этого больше не случалось?
Наталья Афанасьева
06 сентября 2017
Фото: jon jordan / Flickr / CC BY 2.0

5 сентября ученики школы № 1 подмосковного города Ивантеевка услышали выстрелы, крики и взрывы. Вскоре их эвакуировали из здания. Как стало известно, стрельбу устроил девятиклассник по имени Михаил. Он ворвался в кабинет информатики, ударил учительницу по голове молотком для мяса, потом стал стрелять из оружия и взорвал дымовые шашки. Дети, которые находились в кабинете, а он на втором этаже, в панике стали прыгать из окон — четверых пострадавших школьников увезли в больницу с переломами, у учительницы диагностировали рану тканей черепа.

Ученица ивантеевской школы № 1 по имени Яна рассказала радиостанции Business FM: «Мы сидим в кабинете физики, падают вдруг какие-то стулья, какой-то грохот... Мы такие: там что-то случилось? Классный руководитель вышла, посмотрела. Говорит: „Бегите“. Мы не поняли, все орут, все плачут, мы вообще в панике, выбежали на улицу и не понимали, что произошло. Смотрим, девочка еле стоит, то ли ногу сломала, то ли еще что, ее классный руководитель держит, чтобы она не упала. Классного руководителя он, кстати, тоже ударил, чтобы она ушла. Мы стояли почти возле входа школы, смотрели, как 9 „А“ выпрыгивает из окна. Он начал стрелять из пистолета, все начали реветь, выбегали из ворот школы, потом всех заперли в спортзале, чтобы никто не выходил».

взял себе псевдоним ученика школы «Колумбайн»

Вскоре подростка, устроившего нападение, задержала полиция. По данным СМИ, на его страничке «ВКонтакте» стоит такой статус: «Delete my life 05.09.17». Судя по его странице, он активно увлекался оружием и взял себе псевдоним ученика школы «Колумбайн», который в 1999 году вместе с другом расстрелял 13 человек. Очевидно, это было не спонтанное решение, ребенок вынашивал страшный план; по словам некоторых свидетелей, он кричал, что не хочет жить.

По словам одной из родителей, представившейся Галиной, «одноклассники гнобили школьника, но школа не предпринимала никаких действий». Учащиеся также рассказывают, что ребенка «травили в школе, потому что он был странным». Одна из учениц 9 «А» класса Аделина рассказала СМИ об устроившем стрельбу подростке: «Парень очень закрытый, учится в 9 „Б“. Есть подруги, которые раньше с ним общались, и он планировал совершить нападение, но никто не верил», — сказала она. Следователи отметили, что подросток жил в благополучной семье и не имел проблем с законом. По словам очевидцев, в школе была охрана. «Детей отпустили по домам. Школа сегодня работать не будет. Занятия возобновятся завтра», — сообщила администрации школы.

В ивантеевской школе занятия возобновятся, в остальных учебных заведениях страны, как после любой трагедии, будут «приняты меры»: усилят требования безопасности, кого-то назначат виноватым и уволят, чиновники внесут инициативу по укреплению психологической школьной службы. Так было и после чудовищной истории в 2014 году, когда московский школьник расстрелял учителя и полицейских (это было первое дело «школьного стрелка» и, увы, как выяснилось, не последнее), и после прошлогоднего кошмара под Псковом, когда пара подростков устроили стрельбу и после совершили двойное самоубийство. 

Однако все эти официальные мероприятия не дают совершенно никакого ответа на самый главный вопрос: как предотвратить подобные катастрофы? Что должны делать учителя, одноклассники и, конечно, родители, чтобы подросток, доведенный до такого отчаянного положения, не оставался один на один со своими проблемами и не совершал непоправимых поступков?

ребенка на непоправимые поступки толкает одиночество

«Заметить, что с подростком что-то не так, очень сложно — в силу возраста, из-за того, что им недоступен пока опыт взрослого человека, для них характерна гиперболизация всех проблем. Поэтому сложно отличить, где настоящая проблема, а где гротескность переживаний. Тем более что в этом возрасте есть задача сепарации, ребенок старается отделиться, иногда в грубой форме: относится с пренебрежением ко взрослым, увеличивается дистанция между ребенком и родителями. И задача взрослых — быть очень терпеливыми, внимательными, выдержанными, но при этом настойчивыми и всегда готовыми броситься на помощь, если это необходимо», — рассказывает психолог Кирилл Хломов в материале «Как жить с подростком: нужно разделять внимание и насилие». Психолог советует присмотреться к соцсетям, ведь часто перед трагедией дети ставят тревожный статус. «Следите за картинками, которые он публикует, за депрессивной музыкой, за статусами: какой-нибудь „пусть весь мир катится к чертям“ может вообще ничего не значить, но об этом нужно обязательно поговорить. И, конечно, это не должен быть разговор в духе „что это за чушь ты написал?“. Нужно все время с подростком общаться. Ребенка на непоправимые поступки толкает одиночество».

Чаще всего причиной срыва являются либо серьезные конфликты с родителями, либо травля со стороны одноклассников: по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становились объектами издевательств и насмешек. Что делать в таком случае? В материале «Зачем вы травите: что такое буллинг и как с ним бороться» подробно рассмотрен механизм травли и собраны советы, как помочь жертве: «Прежде всего, важно дать ребенку почувствовать, что вы понимаете его страх, обиду и гнев, сказать, что он ни в чем не виноват. Стоит вместе поискать приемлемые способы дать отпор хулиганам (как вербальные формулировки, так и физические способы самозащиты). А еще — помочь ребенку завоевать признание „нейтральных одноклассников“ — определить, какие успехи ценятся в их среде, и вместе поработать над тем, чтобы ребенок добился этих успехов».

Но бывает, что в травле участвуют учителя. В таких случаях полезно записать ситуацию буллинга на диктофон или видео, чтобы иметь под рукой доказательства. Если конфликт никак не разрешается, имеет смысл поменять школу, но это крайняя мера: так ребенок не научится преодолевать травлю.

В любом случае, кого бы ни признали виновным в этой ситуации, ответственность за психическое состояние ребенка лежит на взрослых: на учителях и, прежде всего, на родителях. Тут «главное, не быть равнодушным и не рассчитывать на авось, что само пройдет», — говорит Кирилл Хломов. Но, как предупреждает психолог, нужно разделять внимание и насилие — навязчивая забота, как правило, означает заботу прежде всего о себе, внимание не к ребенку, а к собственной родительской тревоге. Гиперопека по отношению к подростку опасна так же, как заброшенность, — необходимо искать средний путь.

Наталья Афанасьева
06 сентября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты