Создатель Examis: «Будущее за умными людьми, которые интересуются наукой»

Создатель одного из самых успешных онлайн-тренажеров для сдачи ЕГЭ Examis окончил школу в этом году. Образовательный стартап, который он придумал еще в 10 классе, оказался настолько успешным, что буквально за несколько месяцев перерос в многообещающий проект с грандиозными планами и командой единомышленников. «Учёба.ру» связалась с ним, чтобы выяснить, как он это сделал.
Наталья Афанасьева
18 августа 2017
Фото: Chris Anderson / Flickr / CC BY-SA 2.0

«Помогаем школьникам сдать ЕГЭ на высокий балл без скучных учебников и постоянной зубрежки. У нас другой подход, во главе всего стоят интерес и мотивация наших учеников. Мы считаем, что учеба должна быть увлекательным занятием, даже если это подготовка к ЕГЭ», — такое описание проекта Examis можно прочитать на его сайте.

От других онлайн-тренажеров он отличается тем, что его создатель — Николай Близнецов — придумал и воплотил идею, будучи школьником, сам готовясь к экзамену, то есть, находясь внутри процесса. Первые результаты оказались многообещающими: все 15 выпускников, которые вошли в контрольную группу и прошли за месяц перед экзаменом программу по русскому языку, получили более 80 баллов, самая же активная участница эксперимента набрала 96. У Николая большие планы на будущее, проект Examis растет и расширяется. «Учёба.ру» узнала у создателя успешного стартапа, кто его вдохновляет, каким, по его мнению, должен быть хороший учитель и чего не хватает современной школе.

Николай Близнецов,
создатель Examis
Вы окончили школу с золотой медалью. Куда поступили? Связана ли ваша будущая профессия с компьютерными технологиями?

Я поступил в ростовский Южный федеральный университет на факультет социологии. Ну, я не совсем айтишник, меня больше интересует маркетинг, реклама, экономика и все в этом роде. Социология как раз таки дает знания, которые можно применять в маркетинге.

Что или кто вас вдохновляет в проекте? Вы так удачно стартовали, есть ли планы совершить какой-то серьезный прорыв?

Вдохновляют успешные предприниматели, такие как Илон Маск, Марк Цукерберг, крупные технологичные компании: Google, Apple, Facebook, SpaceX, Tesla. Конечно же, хочется сделать что-то такое, что качественно преобразит систему образования. Будущее не за рабочим классом, а именно за умными людьми, которые интересуются наукой, я считаю. Таких должно быть больше.

Почему вы решили сделать образовательный проект? В чем, по-вашему, главная проблема современной школы?

Просто пришла идея образовательного проекта, вот и решил заняться, постепенно в эту отрасль начал все сильнее втягиваться. Главная проблема школы, на мой взгляд, в том, что она не может заинтересовать ученика. Можно вспомнить практически любого ребенка: он любознательный, всегда пытается что-то узнать, тянется к знаниям. Но потом что-то идет не так, он не хочет ходить в школу за знаниями, потому что преподносят их в скучной и неинтересной форме. Я даже сравниваю лекции по развитию своего стартапа от Южного IT-парка и школу. Подача абсолютно разная. В IT-парке я готов хоть весь день часами напролет получать новую информацию, из школы же хочется уйти как можно быстрее. Что касается экзамена, то для того, чтобы сдать его успешно, одной школы мало, что бы ни говорили. Чтобы сдать ЕГЭ хорошо, однозначно нужны занятия с репетиторами, которые не все могут себе позволить, — либо же усидчивость самого ученика, его готовность бороться с ленью и самостоятельно изучать материал с помощью интернета, разных образовательных проектов.

я и выбираю учителей, которые могут интересно рассказать

А вы как готовились к ЕГЭ?

Как и многие, с репетитором.

Как учителя отнеслись к вашему проекту? Ведь получается, что ребенок лучше понял суть их профессии и придумал систему, с помощью которой за месяц люди «подтянулись», а они учат-учат... Не было ревности профессиональной?

Ничего подобного не было, учителя не знали, над чем я работаю, только в общих чертах. Действительно, участники эксперимента за месяц «подтянулись», но суть в том, что они уже были готовы до нас. Именно этот факт удивил: мы хотели ориентироваться на аудиторию, которая весь год ничего не делала, а пришла абсолютно противоположная. Мы дали ученикам только мотивацию: они должны были выполнять задания каждый день, сами они вряд ли бы это делали. «Побочным эффектом» стало то, что они отработали первую часть экзамена, тестовую, и приобрели еще большую уверенность. Именно «учить» мы будем только в этом году с помощью онлайн-курсов. Марафон — это структура, которая позволяет избавиться от лени и сделать процесс «нарешивания» задач более увлекательным.

Кто будет готовить учебные материалы для курсов?

Учителей и репетиторов много, так как я запустил недавно рекламную кампанию по их поиску. На хороших специалистов лучше денег не жалеть, хоть их у меня на проект и немного. Большая часть из них соглашается помогать на энтузиазме первое время. Учебные материалы готовят учителя, также для нас возможно сотрудничество с одним из крупнейших издательств. Пока не могу говорить что-то конкретное, договоренности мы еще только обсуждаем.

А что значит, по-вашему, хороший учитель? Были ли в школе учителя, которые повлияли на вас?

Как я уже сказал, для меня главное — интересная подача материала. Вот я и выбираю учителей, которые могут интересно рассказать и привести необычные примеры, говорят на языке нашей аудитории. Именно поэтому упор делается на молодых преподавателей. Да, в школе было много хороших учителей, все они в какой-то степени влияли на меня.

поддержка инновационного предпринимательства у нас развита слабо

А деньги на проект вы зарабатываете, продавая программу? То есть можно сказать, что это уже бизнес? Вообще, сколько человек у вас работает, кто они?

Да, предполагается зарабатывать на продаже марафона и курсов. В мае мы продавали, но расходы на рекламу оказались выше. Не было доверия к проекту, слишком мало времени прошло. Сейчас у нас в команде 16 человек. Это учителя, разработчики и люди, которые будут делать контент для соцсетей. Это энтузиасты. Конечно же, я им пообещал процент с продаж, но тут важнее интерес к проекту.

По-вашему, чем ваше поколение принципиально отличается, скажем, от родителей? Например, в отношении к школе или работе, к жизни.

Поколения, безусловно, отличаются: мы растем вместе с технологиями, они оказывают определенное влияние на человека. Я считаю, что мы, наше поколение, больше склонны к инновациям, к чему-то новому. Кроме того, мы живем в потоке информации, поэтому воспринимаем ее немного по-другому.

Есть ли какие-то образовательные проекты — наши или зарубежные, — которые вам кажутся удачными?

Как-то даже и ничего не приходит на ум. Зарубежные проекты я особенно не изучал. Если говорить про наши, то мне нравится, что сейчас постепенно развиваются технопарки для детей, есть хорошие отраслевые проекты, например сервисы по изучению программирования HTML Academy или сервисы по изучению английского языка. Но о каких-то исключительно удачных глобальных образовательных проектах я не знаю.

Планируете ли вы заниматься образованием в будущем или это интересно вам сейчас, пока вы сами в процессе, и в планах нечто совсем иное: космос или искусственный интеллект?

Пока я планирую заниматься образованием, оно же не ограничивается только одним ЕГЭ. А там, как повернется жизнь, — не знаю. Космос, искусственный интеллект — интересные вещи, но пока знаний и опыта не совсем достаточно для этого.

Когда у вас будет огромная успешная компания и вы станете «российским Илоном Маском», вы останетесь в России? Как думаете, есть ли в нашей стране условия для развития высокоинтеллектуального бизнеса?

На этот вопрос сложно ответить. С одной стороны, мой проект полностью ориентирован на Россию, развивать его в других странах будет очень сложно. Но, с другой, поддержка инновационного предпринимательства у нас развита слабо.

Наталья Афанасьева
18 августа 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты