Откройте ваши гаджеты: новости виртуальной школы

Амбициозный проект «Московская электронная школа», похоже, в следующем учебном году развернется в полную мощь — обещают, что до конца 2018 года им будут охвачены все школы города. Учителям же вместо отдыха на каникулах настоятельно предложено создавать базу сценариев уроков. Что такое электронная школа и будет ли она работать?
Фото: Sean MacEntee / Flickr / CC BY 2.0

Идея перевести весь образовательный процесс в электронный формат вовсе не нова: еще в 2011 году Минобрнауки провело экспериментальное внедрение электронных учебников. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ, с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на учебники с электронной версией. Вполне возможно, кто-то даже перешел, но в большинстве московских школ как таскали дети по шесть-семь учебников (плюс рабочие тетради), так и таскают. Мало того, зачастую пользоваться на уроках гаджетами детям категорически запрещено.

С 1 сентября 2014 года Департамент образования города Москвы начал проводить эксперимент в рамках проекта «Электронная образовательная среда» в шести школах города. Несколько лет дети — участники эксперимента занимались по электронным учебникам по четырем предметам: истории, химии, биологии и географии. Как заявили в конце этого учебного года чиновники, эксперимент по внедрению «Электронной школы» подошел к концу и показал хорошие результаты — успеваемость повысилась, пятерок стало больше, а рюкзаки у детей — легче. Учителя, согласно официальной версии, тоже были очень рады, поскольку им стало проще готовиться к урокам. А потому власти заявили, что уже к концу следующего года абсолютно все московские школы войдут в новый чудный электронный мир, который не ограничится одними учебниками.

Некоторые школы закупают часть планшетов. Но в основном, да, покупают родители

По идее, обычная доска, где пишут мелом, старые добрые тетради, ручки и бумажные учебники больше не будут применяться в московских школах. На смену всему этому пришла платформа «Московская электронная школа»  ее презентовали в начале прошлого учебного года, тогда же было объявлено, что все школы города к ней уже подключены. Главные элементы системы — это библиотека электронных материалов, электронный журнал и дневник.

В идеале это будет работать так: «Дети скачивают приложение uchebnik.mos.ru на планшеты или домашний компьютер. Когда учитель запускает урок на своем планшете, все дети из класса автоматически присоединяются к сценарию. Им просто надо открыть приложение. Причем учителю и ученику не обязательно быть в одной сети Wi-Fi. То есть если ребенок заболел и остался дома, но не хочет пропускать урок, он может с домашнего компьютера или с планшета войти в сценарий и участвовать в процессе. Кроме того, если ученик присутствовал в классе, но что-то недопонял, ему достаточно еще раз зайти в сценарий и проработать материал». Это можно прочитать в презентации проекта «Электронной школы» на сайте Московского правительства.

Там же указано, что для того, чтобы все это полноценно заработало, необходимы следующие технические условия: «управляемые прикосновением интерактивные панели со встроенным компьютером, возможностью выхода в платформу и интернет, точки доступа беспроводной сети, позволяющие пользователям защищенно использовать платформу в любом месте школы, ноутбуки и планшеты».

В роликах о преимуществах новой системы видно, что дети из школ, где проводился эксперимент, пользуются одинаковыми белыми планшетами, которые явно были выданы им централизованно. Но для всех остальных ничего такого в программе не обещают: «Некоторые школы закупают часть планшетов. Но в основном, да, покупают родители. Хорошая новость в том, что система подключает планшеты на любой операционной системе — Windows, Android, iOS. Родители могут выбрать доступное устройство. Технические параметры не являются принципиальным моментом», — успокаивают чиновники.

К тому же они обещают, что решение о том, будет ли ребенок пользоваться на уроках планшетом или обычным учебником, будут принимать родители. В любом случае, обещают они, система построена так, что планшеты не обязательны, это лишь один из инструментов, сценарии уроков работают как с ним, так и без него: «Слайды сценария можно распечатать». Не очень понятно, как это будет возможно, ведь, по задумке, через электронный урок (сценарий) дети будут не только получать учебные материалы, но и тут же выполнять тесты, оценки за которые немедленно попадут в электронный дневник. В любом случае, надо смотреть правде в глаза: в следующем году родители должны будут потратиться на планшет или хотя бы на принтер.

возникает вопрос с авторскими правами

Но все это технические детали: в конце концов, думается, многие родители согласятся дать ребенку планшет хотя бы ради того, чтобы он не таскал больше тяжеленный портфель с учебниками. Главная проблема в том, что база учебных материалов еще далека от совершенства. На сайте «Московской электронной школы» указано, что в системе опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5–11 классов, но, по наблюдениям тех, кто уже начал пользоваться электронной библиотекой, даже по тем предметам, которые были включены в эксперимент, например по истории, учебный материал загружен далеко не в полном объеме. Есть вопросы и к интерактивным сценариям уроков, которые должны разрабатывать и загружать сами учителя.

Вот какие цифры приводятся на сайте: «Сегодня разработано и внесено в платформу 43 966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1 по 11 класс». Задумано, что каждый учитель может воспользоваться готовым сценарием, дополнить его или создать и загрузить свой. На деле же все это не так просто. Как рассказывают московские учителя, на каникулы им задали задание подготовить и загрузить свои сценарии. Формально это объявлено как некий конкурс — те педагоги, которые создадут блок из 8-10 уроков по одной теме, и у него будет больше 500 просмотров или скачиваний от коллег, получат грант на 100 тысяч рублей. Как указано на сайте программы, уже 43 учителя из 27 московских школ получили такие гранты. Для всех остальных же эта работа носит добровольно-принудительный характер и дополнительно не оплачивается. А работа это сложная, требует навыков работы с веб-сайтами и отнимает огромное количество времени. Это ведь должен быть не один, а три варианта — для электронной доски, для планшета ребенка и учительский вариант, где есть ответы на тесты. Но главное, этот урок должен быть одобрен методистом. Для этого нужно соблюсти множество условий. Например, в сценарии обязательно должны присутствовать интерактивные элементы, во-вторых, в каждом уроке обязательно должны быть видеоэлементы. Но и тут возникает много вопросов, главный из которых: где их брать и как быть с авторскими правами.

Учитель истории московской школы № 2101 Ольга Роговая, например, описывает ситуацию так: «О том что в школу придут электронные учебники говорят уже давно. Это уже не новость, в отличие от Московской электронной школы, использование которой ожидает нас в будущем году. Пока эта идея вызывает больше вопросов, чем ответов. Выдержат ли сервера нагрузку, когда все дети войдут смотреть урок? Хватит ли мощности интернет канала? Не рухнет ли все на самом интересном месте? Пока у нас в школе идет подготовительная работа: ставят широкополосный интернет канал, обещают установить новые интерактивные панели. (Только я освоила возможности старой). Вроде бы должны поступить и планшеты для детей, но поступят ли? Не знаю.

Больше всего вопросов у меня вызывает контент. Учителям настойчиво рекомендовали разрабатывать уроки для МЭШ. А это довольно трудоемкий процесс  надо расписать 45 минут урока на трех экранах: доска, планшет учителя и планшет ребенка. У экранов разное соотношение сторон  у доски 16 на 9, у планшетов 4 на 3, и все это приходится держать в голове. На подготовку одного урока у меня ушло 12 часов, методист вернул мне его на доработку  на это ушло еще 8. Мне потребовались познания в Publisher, Powerpoint и навыки монтажа видео и почти три полноценных рабочих дня. А если в школу не поступят планшеты или не хватит мощности интернет канала, то все это мартышкин труд.

К урокам очень жесткие требования  обязательно видео фрагмент и интерактивное задание для вовлечения ребенка в урок. Но не всегда логика урока требует таких включений. И очень меня волнует вопрос авторского права, многие ролики на Youtube просто украдены у правообладателей и скопированы в интернет. Мне кажется, Департамент образования должен как-то договориться с правообладателями, чтобы я могла использовать фрагменты фильмов, к примеру, на уроках, не нарушая авторского права.

Московская электронная школа может быть отличным инструментом, мне нравится идея о расширении возможностей самообучения и онлайн обучения, но пока это больше похоже на подвиг нежели на рутинную работу».

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты