Учителя года: лучшие педагоги о своем предмете, детях и школе

В течение года «Учёба.ру» искала лучших школьных педагогов: не тех, кого награждают грамотами или отмечают в рейтингах, а тех, про кого дети говорят: это мой любимый учитель, благодаря ему я полюбил предмет и школу. У таких учителей на уроках отличная дисциплина, они прекрасно ладят с детьми и умеют заинтересовать своим предметом всех. Как правило, в школу они приходят, потому что когда-то и им повезло с учителями.
Фото: Denise Krebs / Flickr / CC BY 2.0

Физика

Георгий Звиадович Арабули стал учителем физики в лицее «Вторая школа» будучи еще студентом МФТИ, в 21 год. Он думал, что доведет свой класс до конца учебного года и вернется в науку, но оказалось, что школа затягивает. О том, какие качества нужны педагогу, что такое хорошая школа и как найти общий язык с молодежью, он рассказал в материале «Учитель месяца: как получать удовольствие от общения с детьми».

«Я думаю, что педагог — это призвание. Я по себе со стороны ученика знаю: если ты видишь, что учитель переживает за результат, если его цель — научить, поделиться знаниями, то многое получается. Желание помочь, любовь к детям — вот, на мой взгляд, непременные качества. Школьный учитель должен быть актером, клоуном, оратором, уметь рассказывать так, чтобы его было интересно слушать. Есть блестящие знатоки своего предмета, они отлично знают материал, но не могут его донести, их невозможно слушать, они не удержат такую аудиторию. Ну и, конечно, учитель должен получать удовольствие от общения с детьми и уметь общаться с ними».

Математика

Дмитрий Валерьевич Чумаченко, учитель математики из московской школы № 2101, считает, что школьный курс по этому предмету достаточно прост и для его освоения не нужны ни особые способности, ни гениальные педагоги. О том, что детям не хватает для успешной учебы, усидчивости и интереса, он рассказал в материале «Учитель месяца: почему детям трудно в школе».

«Дети стали меньше играть по нескольким причинам: во-первых, есть порочный круг, который загоняет их на раннее обучение, — вся эта подготовка к подготовке к школе, которая начинается с трех лет, а то и раньше. С другой стороны — эта возня с планшетом, которая удобна для родителей, — включил, и ребенок занят, — но совершенно бесполезна для развития. Эта деятельность абсолютно непроизвольна, она не требует никакого напряжения. В результате мы получаем детей, которые не готовы к школе: они не могут сидеть 45 минут, у них не сформирована внутренняя позиция школьника, произвольность и так далее. При этом они умеют читать, считать и писать, то есть все, чему их учат в „началке“, они уже давно прошли. В результате в первых классах им неинтересно, и в среднюю школу они приходят без мотивации. Любое занятие требует усидчивости и интереса, а у них нет ни того, ни другого».

Окружающий мир

Вера Башмакова — преподаватель предмета «Окружающий мир» в начальных классах школы «Интеллектуал» и заведующая «Лабораторией биохакинга» Политехнического музея. Она уверена, что глупых детей не бывает, а если они чего-то не могут понять, значит, учителю не удалось их «зацепить». Вера рассказала «Учёбе.ру», в чем сложность работы с первоклассниками и почему некоторые дети быстро перегорают и перестают учиться, в материале «Учитель месяца: дети надломлены начальной школой».

«Многие дети в средней школе не раскрываются потому, что были надломлены начальной школой: слишком жестким учителем или просто самой системой. Им тяжело в старшей школе, и дальше все идет под откос: они не могут поступить в тот вуз, в который хотят. С маленькими детьми работать действительно сложно: они так устроены, что если им не интересно, они не будут слушать. Можно их ломать, требовать дисциплины, но я не могу так. Поэтому приходится выкручиваться, продумывать уроки так, чтобы дети все время были увлечены: сначала они в тетради делают какое-то задание, потом должны обязательно поиграть, поскольку 40 минут им сидеть тяжело, к концу урока они уже не могут учиться. Я стараюсь показывать всякие эксперименты, потому что детей это „заряжает“, им интересно, это очень сильный мотивирующий фактор».

Литература

Учитель русского языка и литературы «Школы № 57» Алексей Стехов в материале «Учитель месяца: свободное выражение своих мыслей — одна из самых сложных компетенций» поделился своим видением идеального школьного устройства.

«В моем идеальном представлении школа не должна разделять и каким бы то ни было способом „сортировать“ людей, чтобы не было сегрегации ни по интеллектуальным, ни по физическим, ни по каким другим критериям. Мне представляется такое идеальное устройство школы, при котором образование, наконец-то, станет позитивным. Хочется, чтобы детям стало знакомо не так давно ставшее расхожим в психологии состояние „потока“ — состояние, в котором ученик ощущает себя компетентным, ему нравится то, чем он занят, и при этом важна не внешняя выгода (оценка), а внутреннее желание, стремление, увлеченность, заинтересованность, мотивированность. Когда мы говорим про мотивированных учеников, мы имеем в виду, что это внутренне мотивированные люди. А еще в моем идеальном представлении в школьном образовании будет задействована и семья. Но это уже потребует не только „реформы“ школы, но и переустройства всего общества...»

Физкультура

На уроки физкультуры в в московской школе № 185, которые ведет мастер спорта международного класса Игорь Ряднов — обладатель черного пояса по карате кёкусинкай, чемпион мира — 2015, чемпион России, Европы и Москвы, — дети бегут с удовольствием. Как он добился такого отношения к часто не очень любимому предмету, педагог рассказал в материале «Учитель месяца: главное качество у детей — доброта».

«У меня нет проблем с дисциплиной на уроке. Я думаю, надо завоевать уважение детей, а потом спуститься на их уровень, чтобы они относились к тебе и как к педагогу, и как к другу. Я считаю, что на меня работает моя репутация. Мои дети всегда ездят на соревнования, где я участвую, гордятся мной... Я после выходных или каникул бегу в школу, соскучившись, с горящими глазами. Я замечаю, что, с каким бы настроением ты ни вышел из дома, когда приходишь в школу, забываешь обо всех проблемах. Общаясь с детьми, перемещаясь на их уровень, ты становишься другим, окунаешься в детство. А мне кажется, что главное качество у детей — это доброта».

История

Михаил Анатольевич Козинец, учитель истории и обществознания в гимназии № 1507, считает, что разные взгляды на историю — это не просто нормально, а совершенно необходимо на уроке, особенно для подростков. Ведь для них споры — родная стихия. Учителя вполне устраивает система ЕГЭ, а за дисциплину и авторитет он никогда не боролся, хоть и пришел в школу очень молодым, — потому что однажды получил от старшего товарища совет: «Помни, что ты обладаешь такими знаниями, которых у детей нет». Об этом он рассказал в материале «Учитель месяца: разные точки зрения на историю — это то, на чем держится интерес к уроку».

«На мой взгляд, по сути, школа не изменилась. По-прежнему есть преподаватели, которые ломают систему своими новациями, яркими уроками, однако такие были и раньше. Но сама система советской школы принципиально не поменялась. Как и раньше, нашим детям дается большой набор теоретических знаний, а не навыков и умений. Я не проверял, но говорят, что в европейских тестах наши школьники „сыплются“ на практическом применении своих же огромных знаний. По-прежнему в школе достаточно жесткая дисциплина, такая свобода действий, о которой я читал на вашем же сайте, как например в школах Германии или Финляндии, у нас немыслима».

Химия

Среди всех школьных дисциплин химия занимает особое место — она считается самым непонятным и самым сложным предметом. Но если повезло с учителем, то из науки о непонятных формулах химия превращается в науку о чудесах. Денис Жилин, учитель химии московской школы № 192 и заведующий «Лабораторией химии» Политехнического музея рассказал в материале «Учитель месяца: основная ценность образования — это познание мира», в чем особенности этого предмета и как сделать его понятным.

«Химия — это наука о веществах и материалах, которые нас окружают. Но школьная химия рассказывает только о формулах и уравнениях и к реальной жизни имеет довольно мало отношения. Уверяю вас, когда дети начинают работать руками: делать опыты, ставить эксперименты, — вся нелюбовь к химии испаряется. Даже ребята, которые явно не собираются становиться химиками, начинают относиться к этому предмету положительно. Ведь можно преподавать химию как науку, способную творить чудеса, а можно просто готовить школьников к сдаче экзаменов. Это проблема не только химии, это вообще проблема нашей школы — вместо того, чтобы использовать данное природой каждому ребенку любопытство и развивать любознательность, в школе все это убивают». А ведь основная ценность образования — это познание мира, все остальное — лишь производные, считает педагог. «И если не отбили у человека эту радость познания, сдаст он этот несчастный ЕГЭ и обязательно в какой-то области реализуется. Нечего бояться».

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты