Школы в других странах глазами российских родителей

Весь год «Учёба.ру» собирала любопытные факты о том, как устроены школы в других странах, чем они отличаются от нашей, что хотелось бы перенять, а что, напротив, выглядит совсем чуждо. Родители рассказали нам о школах Швеции, Америки, Франции, Германии, Израиля, Шотландии, Польши. Все они оказались очень разными, некоторые даже неожиданными. А теперь самые интересные факты собраны вместе.
Фото: Phil Roeder / Flickr / CC BY 2.0

Швеция

Шведская журналистка Элин Йонссон приехала в Москву в 1990 году еще подростком и училась в обычной московской школе несколько месяцев. Тогда юную шведку больше всего удивила школьная форма и неумение ее московских ровесников спорить и рассуждать.

«Меня очень изумило, что дети вообще не готовы были самостоятельно обсуждать никакие темы, — рассказывает она. — Даже на самые простые вопросы: „Какой у тебя любимый цветок?“ или „Как ты провел каникулы?“ они пытались найти ответ в учебнике и боялись сказать то, что думают. Мне показалось, что в школе их совсем не учили выражать свою точку зрения.

В шведской же школе нас, наоборот, учили критиковать, задавать много вопросов, защищать свое мнение, даже если большинство придерживается другого». Еще юную шведку удивили в нашей школе уроки литературы: «У вас все читают Пушкина и учат Тютчева наизусть. У нас никто не учит стихи шведских поэтов. Это казалось таким старомодным и в то же время вызывало некоторую зависть. В шведской школе тоже есть литература, конечно: мы читаем и классиков, и современных писателей, обсуждаем, анализируем, выражаем свое мнение, но наизусть не учим.

Что же касается программы, то отличается, прежде всего, подход к знаниям и к целям, которые ставит перед собой школа. У нас считается, что школа нужна в первую очередь для того, чтобы дать человеку возможность найти себя — попробовать все предметы, понять, что интересно, чем хочешь заниматься дальше, в университете. Школа воспринимается как подготовка к жизни, и, прежде всего, к социальной. У вас же все очень нацелено на результат». Подробнее — в материале «Наша школа глазами иностранца: что удивило шведку в Москве».

здесь не давят, не пихают знания насильно и дают детям возможность заниматься тем, что им по душе

США

А вот для того чтобы попасть в хорошую школу в США, надо жить в хорошем районе. На стенах здесь висят цитаты из Тупака, знаниями не пичкают, а дают возможность углубиться в интересные темы, но за плохое поведение наказывают штрафами. Несколько лет назад Александр и Марианна Можаевы переехали из Москвы в город Мадисон в штате Висконсин, где трое их детей пошли в местную школу. И вот что они там заметили: «Важное отличие американской школы от российской заключается в том, что здесь не давят, не пихают знания насильно и дают детям возможность заниматься тем, что им по душе. Привычного нам единого коллектива из 30 человек, где все подстраиваются под средние значения, здесь нет. В школе есть обязательное количество часов основных предметов, а все остальное ребенок набирает в соответствии со своими способностями и интересами».

Например, Фрося учится в 6 классе, но с математикой у нее все очень хорошо, поэтому она занимается по программе 7 класса, а не сидит и не ждет полчаса, скучая, пока весь класс тоже решит задачу. «Впрочем, если тебе не надо, никто не будет тебя пичкать высшей математикой. Хочешь — решай простые арифметические задачи. Другое дело, что в конце концов это тоже может ударить по карману: все образование после школы платное, и это серьезные деньги». Подробности об американской школе можно прочитать в материале «Школа в США глазами московских родителей».

Германия

Рассказ об устройстве школы в Германии разрушил все стереотипы о немецкой страсти к дисциплине и аккуратности: в школах здесь все устроено ровно наоборот. За дисциплиной никто не следит, насильно учиться не заставляет, дети разговаривают с учителями «на ты». По-крайней мере, так может описать свой опыт Ирина Шелленберг, двое детей которой окончили школу в Гамбурге: «В начальной немецкой школе все очень свободно, на детей не давят, позволяют им быть креативными, не заставляют учиться. В результате справиться с ними никто не может, в классе стоит жуткий шум, гам, суета, от этого многие дети не могут концентрироваться, утомляются, и у них начинаются головные боли. Очень быстро выясняется, что у ребят много провалов: одни умеют хорошо рисовать, другие — писать, третьи — считать, но все вместе сложить не удается, и потом оказывается очень трудно догнать программу по всем предметам».

Да и в старшей школе все достаточно свободно: «Формы никакой нет, запретов нет — тут все ходят, кто во что горазд: кто красный, кто зеленый, кто с пирсингом, кто с татуировками. Их вообще, особенно в подростковом возрасте, стараются особо не трогать, поскольку считается, что это все равно бесполезная трата нервов. Поэтому дети творят что хотят. Некоторые сами перерастают, некоторые так и остаются в подростковом состоянии». Подробности — в материале «Немецкая школа глазами родителей из России».

от них не требуется быть суперталантливыми во всех областях

Израиль

Представления о том, что типичный еврейский ребенок после школы занят шахматами, а после шахмат играет на скрипке, не имеют, оказывается, никакой связи с действительностью: современные израильские дети больше всего любят гонять в футбол. Израильская система образования не идеальна, но она настроена на защиту ребенка: здесь главное — «чтобы деточка была счастлива».

О своих наблюдениях в материале «Израильская школа глазами родителей из России» рассказала журналистка Алина Фаркаш, которая переехала в Раанану несколько лет назад. «Однажды сын забыл завтрак, и я пошла в школу, чтобы его отдать. Заглянула в класс, а там все ходят, болтают. Я зашла, но ребенок вытолкал меня с суровым видом: „Ты зачем на урок математики ворвалась?“. Оказывается, это был урок, а я думала, это довольно шумная перемена. Зато все, что касается безопасности, очень серьезно. Как-то Саша забыл в школе рюкзак, а утром он позвонил мне, сообщил, что школу закрыли, никого не пускают, сюда летят вертолеты, едут танки и сапер, чтобы взорвать его рюкзак. На первый раз нас простили, но предупредили, чтобы больше мы так не делали — в следующий раз „вечеринка“ будет за наш счет. А вот забытые кофты, штаны и сменную обувь в конце года собирают в огромный мешок и раздают нуждающимся».

Франция

Французских детей не принято нагружать большим объемом теоретических знаний, раннее развитие не приветствуется. Зато они ходят в музеи и театры, учатся в цирке и катаются на пони, а также умеют рассуждать и выражать свое мнение. О том, как устроена школа во Франции, «Учёбе.ру» рассказала Анна Прекоста в материале «Французская школа глазами родителей из России».

«Здесь детей учат не зубрить и пересказывать, а рассуждать, спорить, выражать свою точку зрения. Они вырастают очень независимыми. Да, здесь не очень углубленно даются точные науки, но они и не всем детям нужны в таком объеме. Если ребенку интересна математика, то он ее будет изучать серьезно уже в высшем учебном заведении. Поэтому, наверное, французским детям и проще учиться в школе, от них не требуется быть суперталантливыми во всех областях. Они не задавлены учебой и оценками. Очень много экскурсий, походов в театр, музеи, кино. Например, наш класс целый месяц не ходил в школу, а ездил в цирк — там дети изучали цирковые профессии, учились жонглировать и так далее. В следующий раз, например, едут в бассейн, учиться плаванию, или на каток, или учатся играть в теннис. Все это — в учебное время и за счет школы».

главное, ребенок бежит в школу с удовольствием, у него там друзья, игры, и учиться при этом тоже интересно

Польша

Поляки очень доброжелательно относятся к детям, учителя гораздо менее измотанные, чем наши, родители не страдают повышенной тревожностью. Да и вообще жизнь поспокойнее, что не может не отразиться на устройстве начальной школы. Елизавета Бианки, чья дочь в прошлом году пошла в 1 класс в небольшом городе Элк, рассказала «Учёбе.ру» о том, что еще отличает польскую школу от нашей, в материале «Польская школа глазами родителей из России».

«Я недавно слышала по радио, что в международном рейтинге уровня образования школьников по различным предметам польские дети заняли 4 место по математике. Причем было отмечено, что они сильны именно в области логического мышления, в техническом решении задач. В общем, не так все плохо, родители глобально не обеспокоены».

Единственное, что непривычно в польской школе — это уроки религии. «В принципе, они не обязательные, ты можешь написать согласие или отказ. Но страна католическая, 99,9 % детей на религию ходят, иначе невозможно подготовиться к первому причастию. Официально школа светская, но она берет на себя функции воскресной, так как при костеле ничего такого нет. Почему так важно пройти первое причастие, я не знаю, но без него тут жить не могут. Я думала, это тоже будет что-то типа урока этики и морали, культуры. Но выяснилось, что два часа в неделю они с учительницей-монашкой вместо поучительных библейских историй зубрят молитвы, а для того, чтобы получить зачет, нужно сдать несколько молитв наизусть».

Шотландия

Образование в Шотландии очень похоже на английское, отличие главным образом состоит в том, что в школу дети идут на год позже, но тоже очень рано — в пять лет. Несмотря на расхожие представления о чопорности и строгости британского воспитания, в школах ребята чувствуют себя очень комфортно и свободно, нет никакой муштры и зацикленности на дисциплине. Своими наблюдениями из жизни шотландского первоклассника с «Учёбой.ру» поделилась Татьяна Мейсон в материале «Школа в Шотландии глазами родителей из России».

«В школе нет такого, чтобы 45 минут ребенок сидел тихо и не двигался. Мой сын физически не сможет сидеть неподвижно так долго, и при этом учительница его всегда хвалит. Оценок как таковых в начальной школе нет, на тетрадке ставят штампики: „отлично“ или „так держать“. Конечно, в старшей школе дети начинают готовиться к экзаменам, усиленно заниматься, но такого стресса в смысле учебы, оценок, поступления в университет, как это было, например, в моем детстве, я здесь не замечала. Главное, ребенок бежит в школу с удовольствием, у него там друзья, игры, и учиться при этом тоже интересно».

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты