Как выиграть «Всерос» по редким предметам

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 дисциплинам. Среди них не только общеобразовательные предметы, но и направления, необычные для олимпийского движения. В этом году школьники демонстрировали свои достижения в том числе по астрономии, МХК, технологии, экологии, ОБЖ, физкультуре. О том, как им удалось добиться такого результата, «Учёба.ру» побеседовала с победителями олимпиады — 2017.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
24 мая 2017
Фото: Paul Hudson / Flickr / CC BY 2.0
Руслан Салимгареев,
ученик 11 класса школы № 179,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по астрономии

«Я учусь в школе № 179 при Московском институте открытого образования. Астрономия преподается у нас в 9 и 10 классах, также на базе нашей школы проходит межшкольный факультатив по астрономии и (не первый год) муниципальный этап олимпиады школьников.

Для успешного прохождения школьного и муниципального этапов мне хватало базовых знаний, полученных на уроках физики и астрономии, и информации из детских энциклопедий. Для подготовки же к региональному и заключительному турам я ходил на факультатив в школе. Там мне давали задания прошлых лет, которые я решал дома; на кружке также можно было обсудить программу олимпиады (список тем, которые нужно пройти) и вопросы по конкретным задачам, если вдруг что-то не получалось решить. От этапа к этапу в задачах возрастает уровень необходимых знаний по физике. Знания из астрономии требуются примерно одни и те же, однако на каждом следующем раунде необходимо более глубокое понимание законов физики, чем на предыдущем.

Финал олимпиады проходил в три тура, причем на каждом была своя процедура показа работ. Я не очень сильно волновался, поскольку это был уже четвертый „Всерос“ для меня (в прошлом году я также стал победителем по астрономии). Задания для старшеклассников были довольно сложными, о чем говорит число выданных дипломов (в 10 и 11 классах очень мало участников перешагнули необходимый для этого порог — половину максимально возможного балла).

После победы я не испытывал особенно сильные эмоции, было просто приятно, ведь это уже третий диплом победителя для меня. А друзья и одноклассники вообще восприняли мой результат как должное. Что касается необходимых для победы качеств, на мой взгляд, чтобы выиграть „Всерос“, человек должен иметь хорошую память, высокую обучаемость и мотивацию».

Юлия Данилова,
ученица 11 класса гимназии № 1504,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по физкультуре

«Я учусь в гимназии № 1504, которая уже не первый год является платформой для подготовки сборной Москвы к „Всеросу“ по физкультуре. В нашей школе огромное внимание уделяется урокам физкультуры и спортивным мероприятиям. Каждый год составляется рейтинг классов по итогам соревнований (например: смотр строевой подготовки, перестрелка, волейбол, мини-футбол). Проводятся „Дни здоровья“, лыжные соревнования и спортивный праздник „Мама, папа, я — спортивная семья“.

С детства я была активным и спортивным ребенком. Ходила на танцы, с 5 лет начала заниматься художественной гимнастикой, но из-за большого количества тренировок этот вид спорта пришлось оставить. После занималась ушу и получила белый пояс, потом перешла к плаванию. На этом поиски „своего“ вида спорта не закончились. С 7 класса я начала заниматься баскетболом в школьной секции, где тренер, который потом и готовил меня к олимпиаде, разглядел во мне хорошие задатки.

Школьный и муниципальный этапы олимпиады проходили на базе нашей школы, региональный — в Российском государственном университете физической культуры и спорта (РГУФК). К финалу у нас была очень интенсивная подготовка. В понедельник — теория, во вторник, четверг и субботу — посещение легкоатлетического манежа в РГУФКе, в среду и пятницу — тренировка по гимнастике на базе гимназии. На весенних каникулах мы уехали на двухнедельные сборы в Белоруссию, где у нас было по две-три тренировки в день. Вот в таком бешеном ритме мы жили и учились.

Заключительный этап олимпиады — 2017 был для меня уже третьим финалом. Проходил он в Ульяновске. В программу входило несколько туров. На теоретико-методическом туре проверяли знания в области теории и методики физической культуры. На гимнастике необходимо было составить логичную и динамичную связку из предлагаемого набора элементов. На прикладной физической культуре нужно было пройти полосу препятствий, которая состояла из стрельбы из биатлонной винтовки (50 м), скандинавской ходьбы (600 м), пролезания и обегания стоек. Во время испытания по легкой атлетике юноши бежали 3 км на время, девушки — 2 км.

Когда я узнала, что стала первой среди всех девушек России, просто не поверила. Были и слезы, и смех, в общем, такие моменты не забываются. Конечно, узнав о моей победе, друзья и одноклассники просто завалили меня поздравлениями, было очень приятно.

Я очень долго думала, куда поступать. Учусь отлично, поэтому вариантов было достаточно. В итоге поняла, что без двигательной активности просто не смогу, и выбрала РГУФК. Фактически, я уже была студенткой этого университета с 9 класса, когда первый раз стала призером „Всероса“».

Виктория Тимофеева,
ученица 10 класса школы № 1252,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по ОБЖ

«В нашей школе с углубленным изучением испанского языка ОБЖ, как и во многих других учебных заведениях, уделяется не так много времени. Но, несмотря на это, нашему учителю Олегу Вершинину удается давать на уроках по этому предмету море полезной информации, которая пригодится в жизни.

Я начала серьезно заниматься ОБЖ после 8 класса, когда школа отправила меня в выездной лагерь по подготовке к олимпиаде по этой дисциплине. Сначала я не знала, что представляет собой олимпиада, и не особо интересовалась предметом: это был лишь способ провести летние каникулы с пользой. Однако побыв две недели в лагере, я осознала, насколько мне это интересно. Я поняла, что это не просто олимпиада, но и огромный багаж полезных знаний по обеспечению безопасности. Меня вдохновляло желание быть причастной к чему-то большому и серьезному; так и сформировалось окончательное решение принять участие в соревнованиях.

К каждому этапу я тщательно готовилась. Во-первых, проштудировала задания прошлых лет для всех классов. Во-вторых, читала учебники разных авторов. Что же касается практической части, то я получила все необходимые навыки на уроках ОБЖ в школе и в выездных лагерях. Научиться оказанию первой помощи мне помогла работа с роботами-тренажерами Гошей и Глашей. С их помощью я научилась оказывать первую помощь при клинической смерти, наличии инородного тела в дыхательных путях, артериальном кровотечении. Также большое внимание пришлось уделить ориентированию на местности, вязке узлов, элементам пожарно-прикладного спорта. Помимо этого, на олимпиаде были блоки по международному гуманитарному праву и основам воинской службы (стрельба, собирание и разбирание автомата).

Заключительный этап был очень сложный. На теоретическом туре пришлось применять знания из астрономии, географии, обществознания и истории. Там были задания на определение сторон горизонта по Луне, расшифровку топографических знаков и даже определение наказания по преступлению. А в рамках практического тура участники соревновались на скорость, выносливость и меткость. Внутри тура было несколько этапов: ориентирование, стрельба, сборка автомата, тушение пожара. И далеко не все смогли справиться с этими заданиями. Могу сказать, что выиграть олимпиаду по ОБЖ сложно: для этого нужно иметь определенный склад ума, быть усердным, старательным и идти к своей цели до конца. Тогда все получится».

Кирилл Цибалов,
ученик 11 класса школы № 293,
призер Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по технологии (труду)

«В нашей школе предмету „технология“ уделяется много внимания: есть столярная мастерская, слесарная мастерская и даже кузница, построенная в 1988 году. Таким оборудованием может похвастаться не каждая школа.

Предметом я начал серьезно заниматься в начальных классах. Помню, как учителя говорили, что я еще маленький, и просили прийти, когда подросту. Сначала делал разнообразные изделия из дерева, потом перешел на металл, заинтересовался кузницей. В профильной олимпиаде первый раз я участвовал в 8 классе. Это были московские соревнования, но тогда я выступил не очень успешно. Затем я вместе с моим учителем Владимиром Латковым сделал проект более высокого уровня — комплект инструментов для высечки по дереву. Именно с этим проектом я стал призером на Всероссийской олимпиаде по технологии в 9 классе.

Последующие проекты были еще серьезнее. В 10 классе я изготовил универсальное приспособление для базирования парного подкладного инструмента. Тогда я стал победителем, чему был несказанно рад. А в этом году, в 11 классе, я разработал приспособление для обработки металла кручением. Проект получился институтского уровня, все было очень серьезно. Но, к сожалению, с ним я стал только призером.

Помимо презентации своего проекта, на финальном этапе олимпиады нужно было написать тест и выполнить практические задания: например, указать названия крепежа, рассчитать, сколько оборотов будет на вторичном валу. Чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду, нужно просто хорошо разбираться в области, которая тебе интересна. Я бы не смог выиграть олимпиаду по математике, а человек, выигравший олимпиаду по математике, не сможет выиграть по технологии».

Алексей Агеев,
ученик 11 класса Центра образования № 654,
победитель Всероссийской олимпиады школьников — 2017 по МХК

«Я учусь в классе гуманитарного профиля с углубленным изучением литературы, истории и философии. Такой профиль обучения во многом способствовал росту заинтересованности в изучении предметов гуманитарной и социальной направленности. Мировая художественная культура преподается в моей школе до 9 класса включительно. Это были очень любопытные и продуктивные занятия, там началась моя любовь к искусству. Мой преподаватель по МХК Елена Гришина в свое время и сподвигла меня на участие в этой интересной олимпиаде.

Хочу сказать, что понятие мировой художественной культуры достаточно широко и выходит за рамки одного-единственного предмета. Большим подспорьем стали для меня знания, полученные на уроках литературы и истории. Также огромный вклад внесли уроки в музыкальной школе, где я пять лет учился по классу гитары. Вкупе с информацией, полученной на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, понимание музыки сыграло значительную, едва ли не ключевую роль.

В олимпиаде по искусству я участвую с 8 класса, два года подряд (в 9 и в 10 классе) становился призером заключительного этапа. В этом году финал проходил в Санкт-Петербурге, на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и традиционно состоял из двух туров. На первом участникам было предложено решить определенный набор интересных олимпиадных задачек, посвященных всем сферам и видам искусства (от классической музыки до ленд-арта). Второй тур носил творческий характер: необходимо было из набора бумаги и иллюстраций при помощи ножниц и клея творчески оформить и составить небольшой энциклопедический словарь, посвященный Большому драматическому театру Санкт-Петербурга. Накануне мы посетили спектакль «Война и мир Толстого» в этом театре.

Какие эмоции я испытал, узнав, что победил в финале? Прежде всего, не поверил и даже удивился. Безусловно, было радостно и одновременно грустно от осознания того, что подходит к концу мое участие во Всероссийских олимпиадах школьников. Будущее свое я бы хотел связать с историей и поступать планирую по соответствующему профилю».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
24 мая 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты