Досуг переходного возраста: дворы, кино, соцсети

Исследователи выяснили, что самым распространенным видом досуга у подростков являются прогулки во дворе, кино и сидение дома в интернете. Москвичи, которым от 13 до 18 лет, плохо знают город, считают, что музеи — это скучно, театры — сложно, а в кружках и досуговых центрах к ним недостаточно хорошо относятся. Чем будут заниматься ваши дети, когда учебный год закончится?
Фото: Tammy McGary / Flickr / CC BY 2.0

Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) провел исследование культурной жизни москвичей. Оказалось, что среди возрастных групп, которые меньше всего интересуются этой самой культурной жизнью, подростки от 13 до 18 лет.

«Социологические данные показывают, что московские подростки — автономная и закрытая группа горожан, мало вовлеченная в культурную жизнь столицы. За 2014–2015 годы 45% подростков не посетили ни одного из общегородских праздников, а многие из них плохо ориентируются даже в самых известных культурных символах: так, на фокус-группах подростки признавались, что в первый раз слышат о наличии у Третьяковской галереи нескольких зданий», — отмечается в исследовании «Свободное время подростков».

Эксперты опросили 1000 московских подростков, чтобы понять, чем они заняты в свободное от школы время. Кстати, выяснилось, что этого времени, вопреки распространенному стереотипу о дикой загруженности старшеклассников, у них оказалось достаточно много. Абсолютное большинство (91%) опрошенных не учатся в субботу, и только 22% бывают заняты в оба выходных дня. На вопрос о количестве времени, которое остается у московских подростков после уроков, дополнительных занятий и выполнения домашнего задания в будние дни, 15% ответили «больше шести часов», а самый распространенный ответ — от двух до четырех часов, так ответил каждый четвертый. Таким образом, вопреки расхожему мифу о предельной занятости репетиторами и учебой, подростки обладают достаточно большим ресурсом свободного времени. Ну а летом оно все будет свободным. Как же москвичи от 13 до 18 лет будут его проводить?

главной целью практически любого вида деятельности подростка является общение со сверстниками

Самый частый ответ московского подростка на вопрос «как ты проводишь досуг?» — «гуляю на улице или во дворе» — так ответили 91% опрошенных — или «сижу дома» — этот вариант выбрали 89%. Другие распространенные ответы: «хожу в кино», «в кафе», «гуляю в парке», «гуляю по центру города», «провожу время в торговом центре». А вот типы городского досуга, казалось бы, рассчитанные на подростковую аудиторию, оказались не слишком востребованы среди этой группы. Антикафе, флешмобы и фестивали показали самые низкие результаты среди предпочитаемых видов отдыха: менее 30% каждый.

Возможность знакомства с новыми людьми принципиально важна для подростков при выборе досуга, главной целью практически любого вида деятельности является общение со сверстниками. И в этом смысле не имеет значения, выходят ли они на улицу, идут в кино или торговый центр или сидят дома. 77% подростков указали, что дома они предпочитают «сидеть» в социальных сетях.

Эти платформы в основном используются для общения с друзьями — так делают 82% подростков. Также в интернете подростки слушают музыку (85%) и ищут интересную информацию (59%). При этом для учебных целей соцсети используют лишь треть респондентов, а образовательное видео смотрят всего 16%. Примерно столько же проводят досуг, «развлекаясь троллингом». Интересно, что компьютерные игры, которые так пугают взрослых, видимо, у нынешнего поколения потеряли популярность — всего половина подростков использует сеть для игры.

Несмотря на то, что дети в этом возрасте достаточно мобильны — к 14 годам 67% подростков уже пользуются метро самостоятельно, а примерно половине разрешают относительно свободно перемещаться по городу, — они не пользуются свободной передвижения для того, чтобы гулять по центру, ходить в музеи или на городские фестивали. Главная причина, которая заставляет подростка покинуть свой район, — экономия, скажем, в каком-то кинотеатре есть скидка на дневные сеансы. Кстати, большая часть (58%) респондентов указали, что тратят карманные деньги на развлечения, пусть максимальная сумма их трат и невелика: в зависимости от уровня дохода семьи, она составляет 500–1000 рублей в неделю. Более популярная статья трат — это еда (69%), что тоже часто входит в понятие «досуг».

многие музеи и театры московские подростки посещают лишь раз в жизни

А вот в музеи и театры подростки, как правило, ходят исключительно редко. «В ходе исследования мы столкнулись с важным фактом: многие музеи и театры московские подростки посещают лишь раз в жизни, полагая, что этого достаточно. Немногим популярнее дополнительные занятия в московских домах культуры и культурных центрах: их посещают не более 3–4% респондентов», — отмечают исследователи.

Подростки воспринимают учреждения культуры как места, где царит строгая дисциплина, и избегают их. Однажды побывав в Третьяковской галерее в 3 классе, восьмиклассники говорят о том, что были там, все видели и больше «не доходили».

Исследователи отмечают значительную роль родительского участия в приобщении к культурному досугу: 46% подростков, которые посещают музеи и выставки с друзьями, ходят туда и с родителями. Такой досуг выбирают подростки, ориентированные на получение знаний, предпочитающие читать книги. Кроме того, они с интересом относятся к школе.

Интересно, что в ходе анализа подросткового досуга исследователи не обнаружили значительных отличий, связанных с территорией обучения и проживания детей или типом школы. Скорее, этот выбор зависит от личностных качеств самого подростка и его окружения. По тому, как дети проводят свободное время, в исследовании выделено несколько типов:

  • «Потерянные» подростки (44%) предпочитают проводить время с друзьями — гулять по центру города и в торговых центрах. Они выбирают досуг, связанный с общением; интересуются творчеством, искусством, стилем, хотя эти интересы обычно не сфокусированы и, как правило, выражаются в активном, но не слишком разборчивом потреблении. Чаще всего к этой группе относятся девочки.
  • «Сверхсоциализированные» подростки (26%) нацелены на всестороннее саморазвитие, уверенно чувствуют себя в городской среде и укоренены в окружающие социальные институты — вместе с друзьями проводят свободное время в школе после занятий; дома чаще всего проводят время с родителями.
  • «Бунтующие» подростки (15%) — подростки, выбирающие автономные от взрослого мира стратегии проведения свободного времени. Они предпочитают компании друзей и собственные сценарии досуга (активный отдых с друзьями, досуг в торговом центре с компанией, самостоятельные творческие занятия). Стремятся к сильным горизонтальным связям, что может быть следствием их слабой социальной позиции в целом и отсутствия интереса ко «взрослому» миру.
  • «Подростки-домоседы» (15%) — подростки, выбирающие домашний досуг, который с большой степенью вероятности заполнен компьютерными играми. Имеют очень скудные представления о городской жизни, не имеют достаточных ресурсов и мотивации для выхода из дома. В этой группе большинство — мальчики.

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты