Веб-аналитик (Web Analyst) собирает, измеряет, анализирует и интерпретирует информацию о посетителях сайта, чтобы оптимизировать его работу, сделать более удобным для пользователей и эффективным для бизнеса.
Чем занимается веб-аналитик
Обязанности веб-аналитика условно делятся на три большие группы: сбор данных (работа с сервисами веб-аналитики, рекламными кабинетами и CRM-системами), анализ данных и внедрение изменений. Собирая данные, веб-аналитик выгружает их, объединяет, обрабатывает и формирует отчеты. При анализе данных веб-аналитик оценивает динамику показателей из отчетов, ищет взаимосвязи, стоит гипотезы и делает выводы. На этапе внедрения изменений аналитик проверяет гипотезы, проводит A/B-тестирования, составляет ТЗ для тех сотрудников, которые будут вовлечены в работу над изменениями на сайте, а затем следит за эффективностью нововведений.
Что должен уметь веб-аналитик
• знать математику и статистику
• понимать потребности заказчика
• обрабатывать большие массивы данных в Excel или в Google Sheets
• знать HTML, CSS и JavaScript
• знать языки программирования (SQL, Python, R) и программы вроде Google Tag Manager
• работать с BI-инструментами вроде Tableau, Google Data Studio, Power BI
• работать с базами данны
• уметь работать с сервисами веб-аналитики (Яндекс-метрика, Google Analytics, Calltouch, Click.ru и другие)
• уметь работать с инструментами визуализации
• объяснять сложное простыми словами
• работать в команде
Почему востребована профессия веб-аналитика
Почему бизнес в интернете готов платить веб-аналитику? Потому что именно он может проанализировать поведение пользователей сайта, понять, как повлиять на него и в соответствии с этим переделать сайт так, чтобы покупатели покупали чаще, тем самым повысив конверсию и выручку фирмы. Сегодня без веб-аналитика невозможно представить развитие бизнеса, его продвижение и совершенствование.Любой, даже маленький, бизнес старается обзавестись своим сайтом для продаж, поэтому профессия веб-аналитика будет становиться только популярней. Благодаря возможности работать удаленно вы, не меняя места жительства, можете работать на компанию в любом городе и даже стране.
Как стать веб-аналитиком
Веб-аналитики могут иметь разнообразное образование, однако часто желательно, чтобы у них была хотя бы степень бакалавра в таких дисциплинах, как компьютерные науки, статистика или маркетинг. Хорошим стартом может стать обучение в колледже на программиста. Можно закончить курсы по веб-аналитике: на онлайн-курсах студенты за 6–9 месяцев осваивают основные инструменты, которые нужны в работе аналитика: Python, SQL, Jupiter Notebook, Tableau.Чтобы поступить в колледж после 9 класса требуется пройти конкурс по среднему баллу аттестата. Если вы выбираете высшее образование (такие направления, как «Веб-технологии», «Интернет-маркетинг», «Социология и социальная информация»), то для обучения в университете абитуриенты сдают ЕГЭ по обязательным предметам: математика (профиль) и русский язык, предметы свободного выбора зависят от вуза. В некоторых случаях университеты устанавливают дополнительное испытание для абитуриентов в виде тестирования.
Веб-аналитики могут работать на себя, занимаясь фрилансом и выполняя заказы разных компаний, или устроиться по найму в фирму. Есть три ступени квалификации: junior, middle, senior. Junior — начинающий веб-аналитик без опыта работы или с минимальным опытом. Он умеет делать простые отчёты, работать в Excel, строить дашборды. Начинающие специалисты часто попадают на должности ассистентов и дообучаются в процессе работы с более опытными коллегами. Middle — веб-аналитик с опытом работы от года. Он умеет обрабатывать большие объёмы данных, работать с кодом, анализировать данные и выдвигать гипотезы. Senior — это профессионал с опытом работы как минимум 3 года. У него есть успешные кейсы. Он умеет строить сквозную аналитику, автоматизировать процессы, писать скрипты, контролировать качество данных, искать аномалии в базах данных, решать нестандартные задачи.Став профи, вы можете дорасти и до старшего веб-аналитика. Он организует работу отдела, автоматизирует ее, создаёт шаблоны отчётов, занимается автоматизацией и комплексным анализом показателей. Можно пойти дальше и стать бизнес-аналитиком: он анализирует не сайт и рекламу, а бизнес-процессы.