Никто не хочет в детский сад, особенно воспитатели

Зарплата большинства воспитателей в российских детских садах не превышает 20 тысяч рублей, а треть из них получает менее 10 тысяч рублей. При этом профессиональные требования высочайшие: педагогическое образование, владение современными развивающими методиками, умение ладить с детьми, коллективом и родителями и готовность заполнять бесчисленное количество бумаг. Нехватка персонала — одна из самых главных проблем дошкольного образования.
Наталья Афанасьева
30 августа 2017
2 комментария
Фото: lenkafortelna / Рixabay / CC0

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в рамках мониторинга экономики образования выяснили, что ежемесячный доход большинства (43%) воспитателей государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций составляет от 11 до 20 тыс. рублей. 18% получают до 40 тыс. рублей, а доходы 32% российских воспитателей в детских садах не дотягивает и до 10 тыс. рублей в месяц. Эксперты попытались найти положительную динамику: так, доля самых «богатых» воспитателей повысилась аж на 2% с 2015 года, а самых бедных — уменьшилось на 6%.

При этом, по официальным данным, средняя зарплата воспитателя в России составляет 25 тыс. рублей. Но на деле это не так. Зарплата сотрудников дошкольного образования в России очень сильно зависит от региона — она варьируется от 4 до 42 тыс. рублей (такой доход на самом деле может быть только в Москве, даже подмосковные воспитатели получают в среднем в два раза меньше). Зарплата помощника воспитателя и того ниже — в Москве она составляет от 5,5 до 18 тыс. рублей, а, скажем, в Петербурге не превышает 7 тыс. И это еще не предел.

Интересно, что последняя индексация оклада педагогов произошла не так давно, в прошлом году, на это были потрачены миллиарды рублей из государственного и региональных бюджетов. В среднем зарплаты повысились на 1,2 тыс. рублей или 3,75%, тогда как инфляция за последний год была в два раза выше. По данным экспертов, не прослеживается зависимости размера предлагаемой заработной платы даже от формы собственности. Она везде низкая: в муниципальных детсадах предлагают от 9 до 15 тыс. рублей, в частных — от 11 до 18 тыс. А зарплата молодого специалиста еще меньше, чем у тех, кто имеет солидный стаж, за который идут какие-то небольшие надбавки. Выпускницы колледжа и педуниверситета получают около 10 тыс. рублей.

неимоверная нагрузка на человека — 10 часов с 30 детьми, часто без няни и без подмены

При этом требования к сотрудникам дошкольных образовательных учреждений высочайшие. Тот же мониторинг Института образования НИУ ВШЭ показал, что родители, отдавая ребенка в детский сад, ждут от воспитателя присмотра и ухода, развития умственных способностей, подготовки ребенка к школе и его социализации. Среди качеств, которые должны привить воспитаннику детского сада как особенно ценные, отметили трудолюбие, хорошие манеры, чувство ответственности, уверенность в своих силах, честность, а также толерантность.

Сами же воспитатели часто описывают свою работу как тяжелую борьбу за существование. Например, молодой педагог Дарья делится своими наблюдениями на форуме на портале Women.ru, где идет обсуждение воспитателей: «Педстаж у меня еще мал, год с небольшим. Но за это время успела многое увидеть. Работала во всех возрастных группах, так как кадров не хватает и приходится совмещать. Высшее педагогическое образование (как раз дошкольный период). То есть не совсем уж случайный человек в детском учреждении. Много работы, оклад смехотворный, а надбавки зависят только от того, как ты выполняешь работу (или же от того, как решит оценить твою работу кто-то там „наверху“). Склочный женский коллектив. Начальство с бесконечными постановлениями и реформами, которые дают обратный эффект. Детей все больше, персонала все меньше, требования растут, з/п уменьшается».

А вот взгляд со стороны: «Очень трудная работа, прямо каторга. Никогда бы на такую не пошла. Работаю логопедом, очень жалко воспитателей: неимоверная нагрузка на человека — 10 часов с 30 детьми, часто без няни и без подмены. Другое дело — частный сад, где несколько детей и воспитатель не завален горами бумаг. Но ведь чтобы открыть частный сад, надо столько нормативов выполнить, что никак не оправдается. Ну, или нелегально работать. Что тоже не здорово», — пишет сочувствующая Ольга.

Многие воспитатели жалуются на родителей, которые воспринимают их как обслугу, совершенно не хотят учитывать сложность работы и нечеловеческие условия труда. Но и родителей понять можно: в конце концов, они доверяют им самое ценное — детей — и не виноваты в том, что система построена таким образом, что настолько ответственная профессия так низко ценится.

вся эта система выглядит как карикатура на педагогические принципы и каноны

«Не надо огульно винить воспитателей в нерадивости — их отношение к детям во многом зависит от политики государства: зачем строить сады, можно в уже существующие напихать детей по максимуму, а там воспитатель пусть корячится, как знает. Особенно напрягает то, что воспитатель должен создавать в группе развивающую среду — пособия, самодельные игрушки, предметы интерьера — а на какие деньги? С родителей лишней копейки не выжмешь, свою зарплату домой не приносить, что ли?» — жалуется Анна.

Бывший воспитатель Ирина рассказывает о причинах разочарования в профессии: «Я работала воспитателем, я очень люблю детей, они смысл нашей жизни. Когда поступала, думала, что буду работать с детьми, но все оказалось печально. Мы должны выпендриваться перед проверяющими, ублажать начальство, довоспитывать родителей, собирать с них деньги, заполнять неимоверное количество документации, „нянчить“ нянечку, белить, красить и т. д. Нормальные родители, не отдавайте своих детей в это болото! Девочки-воспитатели, бегите оттуда, иначе через 10 лет работы у вас серьезно пострадает психика!».

И воспитатели бегут. Нехватка кадров — самая большая проблема в российских детских садах, и о том, что это должны быть еще и квалифицированные кадры, часто уже и не вспоминают. Например, в Тюмени попытались проблему нехватки воспитателей решить за счет безработных. Освоить профессию предлагают всем, кто имеет среднее специальное или высшее образование, — курсы по переквалификации рассчитаны на два месяца. Где-то заманивают молодых мам, обещая им место в саду. При этом заведующие жалуются, что пока идет адаптация, дети часто болеют, поэтому мамы-воспитатели чаще всего пребывают на больничном.

«Если исключить частности, то выводы мои за период работы в ДОУ: не в детях проблема, не в родителях, не в воспитателях. И даже не всегда в заведующих, — резюмирует молодой воспитатель Дария. — Вся эта система нелогична, нерациональна и выглядит как карикатура на педагогические принципы и каноны».

Наталья Афанасьева
30 августа 2017
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты