Подводные камни ЕГЭ — 2017

29 мая в России стартует основной этап ЕГЭ — 2017. Больше всего трудностей у выпускников вызывают задания высокого уровня сложности из части 2, за которые можно получить и максимальное количество баллов. В преддверии экзаменов «Учёба.ру» побеседовала с экспертами ЕГЭ по разным предметам. Они рассказали, на что стоит обратить внимание при выполнении заданий повышенной сложности. В сегодняшнем обзоре — самые важные детали части 2.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
26 мая 2017
1 комментарий
Фото: Alan Levine / Flickr / CC BY 2.0

Математика (профильная)

Задание № 10 Задача легкая. Здесь важно внимательно читать условие. Внимание на единицы измерения! Все величины подставлять в одних единицах измерения.
Задание № 11 Текстовая задача. Не считаю ее сложной. Обратите внимание на вопрос задачи, что именно спрашивают в условии и в каких единицах измерения необходимо записать ответ. Часто школьники пишут скорость не того пешехода или производительность не той трубы.
Задания № 13, № 15 Задания решаемые, но должна быть база по всем темам алгебры. Особенное внимание необходимо обратить на область определения (в особенности это касается логарифма, тангенса и котангенса). Нужно уметь применять те тождественные преобразования, которые помогут решить задачу, а не заведут в тупик, и знать все формулы наизусть.
Задания № 14, № 16 Задачи по геометрии. Самое сложное в них — это умение доказать. Для этого школьник должен владеть всем материалом планиметрии и стереометрии, знать все теоремы и следствия из них, уметь их доказывать. И еще важен чертеж! Он может либо стать эффективным инструментом и подсказать правильный ход решения, либо, если сделан некорректно, помешать решению задачи.
Задание № 17 Несложная задача. Это задание на умение формализовать текстовую задачу, то есть записать условие задачи в виде уравнений или неравенств (этого же требует и решение задачи № 11). На ЕГЭ под этим номером пока стабильно дают задачу на проценты. Теоретически может быть и задача на поиск оптимального решения, но такие варианты пока встречались только в диагностических работах. После формализации условия получается стандартная математическая задача о нахождении экстремума функции или на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке (аналогично задаче № 12). Здесь важно не пользоваться готовыми формулами, а разбираться, почему в этой задаче так, а в другой иначе. Только тогда можно научиться переводить условие текстовой задачи на язык математики.
Задание № 18 Для решения этой задачи необходимо отличное владение предметом. Поможет ее решить знание свойств элементарных функций, умение исследовать функции и строить их графики. Все это есть в школьном курсе математики.
Задание № 19 Это задача для тех, кому интересна математика. В ходе решения может возникнуть необходимость обратиться к любому разделу предмета из программы любого класса. Нужно найти в своей голове и грамотно применить эти знания. В одной задаче может сочетаться арифметическая прогрессия со свойствами делимости чисел и нахождением наибольшего значения. Для решения этой задачи нужно понимать, когда достаточно привести пример, а когда необходимо строгое обоснование.

Русский язык

Задания № 8-14 Задания из блока «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.
Задание № 23 Задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл. Здесь нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.
Задание № 24 Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка.
Задание № 25 Сочинение-рассуждение — задание, которое имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик.

Обществознание

Задание № 21 Внимательно читаем текст. Ответы на все вопросы данного задания содержатся в представленном фрагменте. Важно! Ответы могут быть «разбросаны» по всему тексту. Читайте внимательно! Обязательно структурируйте ответ по формату заданного вопроса.
Задание № 22 Задание так же обращено к тексту. Однако только наполовину. Будьте внимательны! Часть вопроса требует вашего самостоятельного ответа. Это может быть пояснение авторского суждения, пример, теоретические знания, дополняющие приведенные в тексте аспекты.
Задание № 23 Задание чаще всего требует иллюстрации авторских суждений. Не игнорируйте условие задания! Очень часто мы читаем только сам вопрос, а данные в задании утверждения считаем лишь «лирическими отступлениями». Это не так. Ваши примеры должны быть в логике предложенного задания. Помните, что примеры всегда ситуативные. Важно не дать имена вашим «героям», а именно смоделировать ситуацию или привести реальный пример (исторический, из литературы, социальной практики).
Задание № 24 Как правило, в задании требуется аргументация той или иной точки зрения, нередко — аргументы «за» и «против». Никаких односложных ответов. Каждый аргумент должен представлять собой законченное суждение. Эксперт не должен «догадываться», что вы имели в виду.
Задание № 25 Для выполнения этого задания не забудьте повторить основные понятия курса. Важно грамотно объяснить суть понятия, применить это понятие в заданном контексте. В ответе должно быть три предложения: объяснение понятия и два суждения.
Задание № 26 Задание на конкретизацию примерами теоретических положений курса. Не забываем приводить теоретическое положение, а затем его иллюстрируем. Только в этом случае вы сможете получить полный балл. Если вас просят проиллюстрировать функции социальных объектов, процессов, явлений, не ленитесь эти функции объяснить, а затем уже иллюстрировать. То же самое и с другими социальными явлениями — социальными институтами, лифтами мобильности и пр. Сначала — как работает, затем — пример. Очень хорошо, если примеры будут с опорой на социальную практику или историю, литературу, научные знания. Не можете — моделируйте!
Задание № 27 Задание-задача. Прочитав условие, соотнесите описание с соответствующим разделом курса, а затем с конкретными социальными явлениями, теоретическими знаниями в данной области. Помните, если вы не ответили на главный вопрос задачи, вы получите нулевой результат.
Задание № 28 Сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок. Вспомните соответствующее занятие. А лучше всего — начинайте сейчас составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Задание № 29 Одно из самых сложных заданий. Синтезирует в себе все умения, которые вы проявили при выполнении предыдущих заданий, а также навыки написания текста-рассуждения. Определив проблему, над которой задумывается автор высказывания, сформулируйте авторское и свое решение этой проблемы. Помните, проблема чаще всего не имеет однозначного решения! Авторское высказывание — лишь один из вариантов решения спорного вопроса. Выдвинув свой тезис, приведите аргументы — теоретические суждения с опорой на понятийный аппарат выбранной вами науки. Выстраивая цепочку логических рассуждений, не забывайте иллюстрировать ваши тезисы конкретными примерами. Примеры должны быть из разных областей знания. Требуется теоретическая аргументация, достаточная для раскрытия темы, здесь действует качественный критерий. Вопрос о количестве теоретических суждений неуместен! Вы должны убедить эксперта в своей способности на теоретическом уровне аргументировать сформулированный вами аспект проблемы. Эмпирических примеров должно быть не менее двух, но можно привести больше. Следите за качеством примеров: они должны быть приведены без ошибок. Пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста, предоставив эксперту право самому определить, что вы хотели показать.

Биология

Задания № 22-28 В этих заданиях требуется написать развернутый ответ. За них же можно получить максимальное количество баллов — 2 или даже 3 (с № 23 по № 28). Современные школьники не умеют литературно излагать свои мысли, а ведь в случае с биологией это тоже имеет значение. Они пропускают в ответах подлежащее или сказуемое, и в результате смысл предложения совершенно теряется. Порой понять, какую мысль хотел донести автор, совершенно невозможно. Совет: перечитывайте то, что вы написали. Не допускайте биологических ошибок. Даже если ответы на вопрос даны верно, но в описании есть неточности или ошибки, могут снять балл. Третий совет: отвечайте на вопрос как можно более подробно и всесторонне, давайте определение биологическим терминам, даже если в задании это не прописано.
Задание № 27 Традиционно сложное задание — задача по цитологии. С ней, по традиции, справляются очень немногие — часто путают типы генов в ДНК, о которых идет речь в задании (белковый, тРНК или рРНК ген).
Задание № 28 Генетическая задача. Совет такой: в схеме решения генетической задачи нужно всегда подписывать фенотипы, даже если в задании это не указано.

Физика

Задания № 24-26 В решении этих задач нужно применить два закона. Здесь важно обратить внимание, как именно требуется записать ответ, в каких единицах измерения. Например, многие школьники привыкли писать расстояние или путь в метрах, а бывает, что ответ требуется указать в сантиметрах. Даже если решение верно, а ответ записан неправильно, результат будет нулевым.
Задание № 27 Задание вызывает сложности даже у самых сильных выпускников. Здесь нужно не просто решить задачу, а дать анализ явления, то есть написать, какие именно законы применяются. В этом задании следует указать, как правило, три закона. И в объяснении все эти три закона должны быть отражены либо словесно, либо в виде формулы. Если какой-то из законов отсутствует в решении, балл снижается, даже если ответ верный.
Задания № 28-31 Пара слов о рисунке к задаче. Если в условии сказано, что нужен рисунок, то он должен быть в решении. И он оценивается отдельно (один балл). Если по условию рисунок не требуется, за его отсутствие оценка не снижается. Но здесь важно иметь в виду и обратную ситуацию. Если вы сделали рисунок, который не требуется в условии, и показали на нем что-то неправильно, то за это оценка может быть снижена. Поэтому, если рисунок был нужен для решения, но вы в нем сомневаетесь, то лучше его зачеркнуть.

Английский язык

Задание № 2 части «Аудирование» В части «Аудирование» самое сложное — задание № 2, в котором часто встречаются диалоги. Дело в том, что извлечь основную мысль из монолога гораздо легче, чем из диалога, где необходимо анализировать высказывания обоих говорящих и выхватывать реплики. Для этого типа заданий я бы советовала слушать больше диалогов и выделять основные мысли всей беседы, акцентируя внимание на ключевых словах.
Задание № 3 части «Чтение» В разделе «Чтение» самым сложным будет задание № 3 с вариантами ответов. Как показывает практика, студентам порой тяжело извлекать ключевые слова и информацию из текста, поэтому при подготовке следует уделять особое внимание заданиям такого типа. Нужно также читать разную литературу, стараясь не заглядывать в словарь, и пытаться догадываться о значении непонятных слов по контексту.
Задания № 1-2 части «Грамматика и лексика» В разделе «Грамматика и лексика» больше всего проблем вызывают задание № 1 и задание № 2, которые проверяют грамматические конструкции и лексическую сочетаемость слов. Здесь я бы советовала после изучения определенного количества грамматических тем выполнять больше упражнений, которые помогают отрабатывать сразу несколько разных конструкций, а не одну-две.
Задания части «Письмо» В разделе «Письмо» проблемы возникают по большей части с оформлением работ, нежели с их содержанием. Тут, пожалуй, будет полезно создать для каждого вида письменных заданий шаблоны, которые можно заучить, и не тратить время на самом экзамене для того, чтобы вспомнить структуру того или иного задания.
Задания № 2, № 4 устной части При подготовке к заданию № 2 находите обычные короткие тексты и тренируйтесь задавать к ним как можно больше вопросов. При этом учитывайте, что необходимо избегать косвенных вопросов типа «could you tell me if...», «I wonder if...» — то есть тех конструкций, которые требуют прямого порядка слов после себя. Что касается задания № 4, то необходимо делать упор именно на сравнении двух картинок, а не на их описании. Здесь при подготовке нужно привыкнуть к применению фраз-клише, которые помогут сделать речь более связной и логичной: «The first picture depicts... whereas/while the second picture depicts...», «The main difference is that...», «In comparison to the first picture, this one...» и т. д.

Информатика

Задание № 24 Здесь нужно уметь исполнять и понимать алгоритм, записанный на языке программирования. Поймешь — значит, выполнишь задания, указанные в номере, нет — значит, нет. В этом задании даются два-три вопроса, и в первом из них скрыт секретик к пониманию алгоритма и к нахождению тех ошибок, которые предлагается найти, выписать и исправить. Сначала ответьте на первый вопрос, это поможет вам понять алгоритм и найти ошибки.
Задание № 25 Для того чтобы выполнить это задание, необходимо прежде всего разобрать алгоритмы задач, предложенные в «Кодификаторе ЕГЭ по информатике» ФИПИ. В задании требуется составить алгоритм решения задачи на языке программирования, в частности, уметь работать с числами, уметь выбирать из множества чисел числа с требуемыми условиями, работать в любой системе исчисления, знать признаки делимости. Если ребята изучали «Алгоритмику» в школе, то им проще выполнить это задание. Школьники, которые приходят ко мне на занятия и не знакомы с этой темой, в первую очередь начинают последовательно изучать алгоритмы из «Кодификатора».
Задание № 26 В этом задании важно найти ответ на предложенный вопрос, сформулировать полный ответ и доказать правильность выбранного ответа.
Задание № 27 Задание творческое — и единственное, где выпускник должен самостоятельно написать программу. Обычно его успешно выполняют школьники, которые пишут программы не первый год и хорошо знают математику. Задание оценивается либо в 2 балла, либо в 4. На занятиях я с ребятами детально прорабатываю нюансы этого задания, чтобы на экзамене они получили максимум баллов.

География

Задание № 28 Задание на построение профиля местности, где важно понимать условные знаки и уметь читать их. В вопросе предлагается карта, и нужно по предлагаемой линии АВ построить профиль местности, то есть взглянуть сбоку на разрез. Здесь необходимо внимательно читать задание, а именно смотреть, через какое расстояние проведены горизонтали, и иметь в виду вертикальный и горизонтальный масштаб, которые указаны в условии.
Задание № 29 Задание на знание закономерностей природы, умение сравнивать. А также здесь важно хорошо представлять себе карту мира и карту России. Даже если вы владеете всеми перечисленными навыками, но не представляете, где находится нужный объект, задание вы не выполните. В голове должна быть карта!
Задание № 30 Задание № 30 очень похоже на № 29. Если смотреть на спецификацию ФИПИ, перечень тем у них идентичный, просто разная выборка.
Задание № 31 Внимание к единицам измерения в таблице. Обязательны вычисления как доказательная база, как аргументация.
Задание № 32 Задание на пространственное мышление. Необходимо точно представлять строение солнечной системы и изменения положения планеты Земля относительно Солнца в течение года. Если с закрытыми глазами в голове проигрывается этот «мультик», если эта картинка есть, то дальше достаточно логического мышления, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос.
Задание № 33 Внимание к вопросу! В этом задании, как правило, дается таблица. Важно уметь выбирать нужное из предложенных данных. Некоторые данные в ней являются дополнительными и на них не следует обращать внимание. Здесь вопрос в выборке информации и умении ученика точно представлять, какие данные ему понадобятся для ответа на вопрос.
Задание № 34 Задание предполагает математическое мышление и знание формул. По нему также актуально все, что сказано по № 33. Обратите внимание на статистическую информацию, а именно на год, по которому просят рассчитать данные. Здесь можно ошибиться с годом, и тогда даже при верной логике выполнения и правильных математических вычислениях рискуете получить 0 баллов.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
26 мая 2017
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты