«Леди Совершенство»: девушек воспитывают в жестокой конкурентной борьбе

Российским девочкам с самого раннего детства внушают, что они должны быть идеальны и успешны во всем: с внешностью супермодели, незаурядным умом, воспитанием и примерным поведением. По мнению социологов, юмористический образ «красавица, спортсменка, комсомолка» на деле превращается в жестокую гонку за достижениями и давление со стороны семьи и школы.
Фото: lotherington / Flickr / CC BY 2.0

Социологи недавно попытались изучить феномен воспитания российских девочек в духе «Леди Совершенство». Выяснилось, что и семья, и школа предъявляют им завышенные, порой невыполнимые требования, а общество ждет всесторонних успехов («образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры и незаурядной силы духа») и с самого раннего детства заставляет включаться в гонку за достижениями, при этом взамен не предлагая никаких внятных перспектив.

Такие наблюдения были сделаны в ходе социологического исследования, которое проводил Институт демографии НИУ ВШЭ. Было опрошено около 60 родителей (в основном, матерей), школьников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска, а также выпускниц «хороших» столичных школ — студенток в возрасте 20 лет. Результаты были изложены в докладе «Взросление девочки в атмосфере „интенсивного материнства“: ученицы „лучших“ школ больших городов», подготовленном старшим научным сотрудником Института демографии Ольгой Исуповой.

«Красавиц, спортсменок и комсомолок» воспитывают с самого раннего детства — «ты же девочка» плавно переходит в «ты же мать», и девушке со всех сторон внушают, что она должна быть лучшей по всем показателям, иначе никаких перспектив в жизни у нее не будет. «Эти устойчивые формулы отражают пристрастное отношение общества к женщинам разных возрастов. В быту оно изливается в упреках и советах (нередко усердствуют старшие родственники, мужья, бабушки во дворе, сетевые френды, политики). На работе и в школе женщин тоже часто оценивают. „Доброхоты“ убеждены, что та или иная женщина недостаточно соответствует роли матери, работницы, „просто красавицы“», — отмечает Ольга Исупова.

Внешне маму не устраивает во мне очень многое: мой стиль одежды, солдафонская походка и обувь, пацанские манеры

Школы одержимы высокими местами в рейтингах, и именно девочкам они внушают, что те должны активно участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах и так далее. «Жизненно важно быть успешным хоть в чем-то (спорт, музыка, балет и т. д.), принося школе тем самым дополнительные баллы», — комментирует исследователь. Впрочем, и «рутинные» учебные достижения — «пятерки на каждый день» — это тоже ответственность женской половины класса.

При этом от природы свойственный девочкам перфекционизм иной раз очень негативно влияет на их учебу — в частности, они заранее считают себя неспособными к «сложным» наукам, таким как математика или физика, хотя на практике достигают больших успехов и в них. Этот феномен мы описывали в материале «Учёбы.ру» «Неженское это дело: почему девочки не любят математику».

Родители, особенно матери дочерей, тоже включаются в конкурентную гонку и выстраивают для девочек «путь к успеху», который всегда лежит через «тернии»: очень часто они растут в атмосфере бесконечных упреков, наказаний, обид. Девочек чаще критикуют за оценки, внешний вид, времяпрепровождение и поведение. Сами будучи «девочками», матери завышают свои требования к дочерям. «Внешне маму не устраивает во мне очень многое: мой стиль одежды, солдафонская походка и обувь, пацанские манеры, — рассказывает одна из участниц опроса. — Она все время рассказывает, что в молодости никогда не выходила без красиво уложенной прически, легкого макияжа и при этом была круглой отличницей и лучшей на курсе».

Общество в целом муссирует темы гламурной красоты, профессиональных достижений, успехов в личной жизни. Предполагается, что «ни один из этих элементов нельзя отбросить». Или, вернее, «можно, если не боишься быть „другой“», поясняет эксперт. При этом девочки, как правило, гораздо больше мальчиков зависят от внешней оценки и стараются соответствовать ожиданиям.

У родителей давно уже есть планы о том, где я буду жить, за кого выйду, какой будет свадьба

В российском массовом сознании за девочками и мальчиками закреплены разные гендерные свойства. Для наглядности исследователь обращается к героям русских народных сказок: российских мальчиков воспитывают в духе «Ильи Муромца», который 33 года лежал на печи, и никто его не упрекал в этом, как бы надеясь на его богатырские подвиги в будущем. Мальчикам в российском обществе многое прощается: от них не ждут блестящих оценок, с пониманием относится к плохому поведению. Тогда как девочек воспитывают в духе «Василиса Премудрая»: на них возлагают ответственность за все, от них ждут идеала.

Традиционно считается, что с девочками родителям проще, чем с мальчиками, поскольку они более послушны, и для них важно одобрение окружающих, и они готовы ради этого стараться; девочки чаще хорошо учатся и более трудолюбивы, они лучше понимают родителей. Однако на фоне такого послушания и примерного поведения им отводится гораздо «меньше пространства свободы, чем мальчикам», отмечает эксперт.

При этом девочки пытаются понять и оправдать такое строгое отношение к себе: «Родители хотят, чтобы у их детей было все самое лучшее, поэтому они так зациклены на образовании, — говорит другая участница опроса. — Хотят, чтобы мы встали на ноги и смогли сами о себе позаботиться, если вдруг с ними что-то случится». Но не все выдерживают родительский прессинг. «Протест был, выражался в скандалах и отказе что-либо делать», — рассказывает третья девушка. В то же время, сопротивляться трудно, потому что семьи воздействуют на болевые точки: либо успех, либо ничего. Мнение самого ребенка при этом нередко игнорируется. «Успех — получить уважаемую и хорошо оплачиваемую работу, потерпеть ради успеха...» — приводит логику родителей респондентка.

Матери принимают решения за дочерей, поскольку считается, что «потом для многих „тропинок успеха“ будет поздно», говорит исследователь. «Было давление в выборе профессии, жизненном пути, профиле деятельности, так, что позиция мамы всегда правильная». «У родителей давно уже есть планы о том, где я буду жить, за кого выйду, какой будет свадьба», — говорят участницы опроса. «Моя мама справилась с ролью воспитателя-надзирателя, — говорит одна из опрошенных. — Научить нас хорошим манерам, привить нам стремление все сделать как можно лучше, донести до нас всю важность обучения — это все у нее получилось. А вот в роли друга мама провалилась. Нет доверительных отношений. Я устала от всей этой строгости, рамок, запретов».

все эти усилия не дают никаких гарантий, успех, в достижение которого вкладывается столько физических и моральных сил, часто оказывается абстрактным

В этой ситуации несчастны и дочь, и мать. Ведь вторая постоянно тревожится о «правильном» поведении. Ситуация осложняется тем, что «мамы тоже перегружены» рабочими и домашними делами. «Такая перегретая ситуация ухудшает отношения в семье», — подчеркивает исследователь. «Насчет отличной учебы сильно давили до 9 класса, говорили, „позор семьи“, если приносила что-то ниже пятерки, — вспоминает респондентка. — Один раз наказали на все лето: нельзя было гулять с друзьями, смотреть „телек“ и пользоваться компьютером».

Но любопытно, что в такой ситуации девушка постаралась встать на сторону семьи: «Я безумно благодарна своим родителям за это. Благодаря этим правилам и запретам я получила хорошее образование, расширила свой кругозор и развила в себе внутренние качества, умение двигаться вперед, невзирая на трудности». То есть, скорее всего и своих дочерей эти девочки будут воспитывать так же, и традиция воспитания «Леди Совершенства» в России в ближайших поколениях не прервется.

Но самое печальное, что все эти усилия не дают никаких гарантий: успех, в достижение которого вкладывается столько физических и моральных сил, часто оказывается абстрактным. «Картина будущего неясна, — отмечает Ольга Исупова. — Там ничего для нас не приготовлено, там неопределенность». Получается, что девочкам часто приходится «прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач». Они вовлечены в гонку за достижениями, хотя это может быть не их выбор и не их ценности. Выход из этой ситуации — сопротивление навязчивым установкам. Но и «стратегии сопротивления пока неясны», заключает исследователь.

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты