Польская школа глазами родителей из России

Поляки очень доброжелательно относятся к детям, учителя гораздо менее замотанные, чем наши, родители не страдают повышенной тревожностью, да и вообще жизнь поспокойнее, что не может не отразиться на устройстве начальной школы. Елизавета Бианки, дочка которой в прошлом году пошла в 1 класс в небольшом городе Элк, рассказала «Учёбе.ру» о том, что еще отличает польскую школу от нашей.
Наталья Афанасьева
27 февраля 2017
Фото: Juan Antonio F.Segal / Flickr / CC BY 2.0
Елизавета Бианки,
филолог
Во сколько лет польские дети идут учиться? Как родители выбирают ту или иную школу, чем они отличаются друг от друга?

Моя дочка Катя, которой сейчас 7 лет, ходит во 2 класс. Мы сюда переехали год назад, специально к школе, то есть в прошлом учебном году польские дети шли в 1 класс в 6 лет. И это очень интересная история, поскольку до этого всю жизнь они ходили с 7 лет, но два года назад приняли закон, по которому в школу начали набирать на год раньше. Вся страна очень взволновалась, стали спорить, говорить, что это очень рано, вопрос вынесли на референдум: наряду с политическими вопросами, поляки решали, со скольких лет брать в школу. В результате вернули обратно 7 лет. Таким образом, шестилеток брали ровно два года, и мы как раз попали в эту волну.

Наш городок Элк, который находится недалеко от границы с Литвой и Калининградской областью, по российским масштабам очень маленький, всего 60 тысяч население, хотя для Польши это довольно большой райцентр. Насколько я знаю, в городе девять начальных школ и попасть, теоретически, можно в любую. Диаметр города — всего 4,5 километра, поэтому даже в самую отдаленную школу придется ехать лишь пару остановок на автобусе или на велосипеде.

Но здесь тоже есть школы, которые считаются более сильными, и те, что послабее. Для того чтобы попасть в слабые школы, вообще ничего не надо, просто записаться — у них постоянно недобор. А там, где желающих слишком много, в приоритете дети, которые живут в микрорайоне, примыкающем к школе, и те, у кого здесь уже учатся старшие братья или сестры, либо работают родители. Всех остальных ставят в лист ожидания.

Внешне школы мало чем отличаются друг от друга — это либо старые немецкие здания (до войны Элк находился на территории Пруссии), либо построенные в советский период, похожие на наши. Но в нашей школе, например, спортзал очень маленький, а в соседней — огромный и очень современный. В выходные туда пускают всех, мы, например, ходим заниматься на скалодром.

в международном рейтинге уровня образования по различным предметам польские дети заняли 4 место по математике

Как устроена система образования? Сколько классов считается обязательным, как происходит переход из одной ступени на другую?

В начальной, точнее, базовой школе дети учатся шесть лет. С 1 по 3 класс у них одна учительница по всем предметам (кроме английского, иноформатики и религии). С 4 по 6 класс начинается разделение. Потом сдаются экзамены, дети переходят в гимназиум, где учатся еще три года — с 7 по 9 класс. После этого они могут получить аттестат и идти в техникум. Там они четыре года получают среднее профессиональное образование, что, в принципе, не мешает потом поступить в университет.

Либо же они идут в лицей, где учатся с 10 по 12 класс. Нам до этого пока далеко, подробностей я не знаю, но, думаю, что те, кто в принципе может себе позволить отправить детей учиться в университет в Краков или Варшаву, конечно, планируют дать им высшее образование. Впрочем, пока такого, чтобы люди за три года начинали готовиться к поступлению с репетиторами, я не слышала.

Здесь вообще ниже уровень тревожности. Например, мы, готовясь в школу, купили все учебники для «нулевки», целый год учились читать и писать. А когда Катя пришла в 1 класс, выяснилось, что кроме нас таких дураков не было. Программа не была рассчитана на тех, кто умеет писать, но, правда, буквы они учили в очень жестком темпе, к ноябрю закончили почти весь алфавит, и тем, кто совсем ничего не знал, было тяжеловато. Хотя, опять же, никакой трагедии из этого не делалось: в итоге все научились писать.

Польское образование считается хорошим? Как родители оценивают уровень?

Я недавно слышала по радио, что в международном рейтинге уровня образования школьников по различным предметам польские дети заняли 4 место по математике. Причем было отмечено, что они сильны именно в области логического мышления, в техническом решении задач. В общем, не так все плохо, родители глобально не обеспокоены.

Бывают, конечно, частные претензии. У нас, например, в прошлом году всем не понравилась учительница английского, дети ничего за год не выучили. А в этом году поменяли, стало лучше. К слову сказать, английский здесь — обязательный предмет с 1 класса, но, честно говоря, знают поляки его ужасно. В последнее время, правда, в кинотеатрах все фильмы идут без дубляжа, как в скандинавских странах (благодаря чему там все так хорошо знают язык). Может быть, здесь тоже это со временем сработает.

Второй иностранный язык начинается в 7 классе. Как правило, это немецкий, но сейчас многие стали учить русский. Интересно, что последние 20 лет русский везде поотменяли, никто его не хотел, а сейчас молодые люди поняли, что связи с Россией очень тесные, язык нужен, и сами стали выбирать его.

здесь учителя с большим энтузиазмом, чем наши, ходят на работу

Как в Польше принято относиться к детям, наказывают ли детей в школе? Как обстоят дела с дисциплиной?

Отношение к детям в Польше очень доброжелательное, их здесь любят, не злятся, когда они бегают или играют. Но понятие дисциплины есть, дети не забитые, не ходят по струнке, хоть и знают, что им далеко не все позволено. Моя дочь, например, ужасно боится опоздать на урок — будет замечание. Когда класс очень сильно кричит, учительница на них ругается. И оценки ставят буквально с самого начала, в том числе и двойки.

Но учительница у нас замечательная, и все ее очень любят. Она совсем молодая, хотя у нее ребенок старше наших (здесь все рано рожают). Она бегает с ними, прыгает, поет, пишет «валентинки», хотя при этом в классе и дисциплина, и успеваемость нормальные.

В школе существует один официальный дополнительный урок для тех, кто пропустил или не понял. Помимо этого, наша учительница ввела дополнительный час «для продвинутых» — для всех, кто хочет знать больше, чем в учебнике. Сначала никто туда ходить не хотел, а в результате записался весь класс.

Вообще мне показалось, что здесь учителя с большим энтузиазмом, чем наши, ходят на работу. Они гораздо менее задерганные, и никто никуда не бежит.

Что тебя больше всего удивило и обрадовало в польской школе?

Мне очень нравятся учебники и в целом то, как строится программа в начальной школе. В 1 классе, например, здесь вообще нет отдельных учебников по разным предметам — а есть один, где польский язык, математика и окружающий мир следуют один за другим, и все объединены одной темой.

Например, если проходят букву «А», то потом будет текст про природное явление на «А». Или проходят цифру 12, значит, по чтению будет рассказ про часы. В польском языке есть буква «Н мягкое», как в слове «конь». Так ребята сначала прочитали про лошадей в учебнике, потом съездили на конюшню, узнали про иппотерапию, которая применяется для реабилитации детишек с ДЦП, и так далее. Очень много места в учебной программе отведено природе, мы то и дело определяем разновидности листьев и ищем в интернете информацию про птиц. Школьники часто ходят в экологический центр на занятия.

А есть ли что-то, к чему сложно привыкнуть?

Уроки религии. В принципе, они не обязательные, ты можешь написать согласие или отказ. Но страна католическая, 99,9 % детей на религию ходят, иначе невозможно подготовиться к первому причастию. Официально школа светская, но она берет на себя функции воскресной, так как при костеле ничего такого нет. Почему так важно пройти первое причастие, я не знаю, но без него тут жить не могут.

Я сначала тоже написала согласие. Во-первых, не хотелось выделяться, тем более, полезно учить язык во всех сферах. Во-вторых, я сама когда-то училась год в Италии, где была религия как предмет, который вел замечательный миссионер, больше обсуждавший с нами жизнь. Я думала, это тоже будет что-то типа урока этики и морали, культуры. Но выяснилось, что два часа в неделю они с учительницей-монашкой вместо поучительных библейских историй зубрят молитвы, а для того, чтобы получить зачет, нужно сдать несколько молитв наизусть.

Меня удивило, что когда мы готовились к Пасхе, на вопрос, что за событие произошло в этот день, моя дочь после года курса религии в школе сказала: «Это день, когда мы красим яйца». Поэтому в этом году я написала отказ, и теперь она вместо религии сидит на продленке, делает уроки. Вообще, церковь здесь занимает огромное место в жизни и оказывает на нее большое влияние: без характеристики из парафии о том, что ты порядочный прихожанин, даже жениться толком не получится. Многие родители ругаются на качество этих уроков, но все ходят.

Наталья Афанасьева
27 февраля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты