Как сдать литературу: эксперты проанализировали новую модель ЕГЭ

Скорее всего, уже выпускники 2018 года будут сдавать литературу по другой модели. Как говорят разработчики, новая версия ЕГЭ успешно прошла первичную апробацию. Несмотря на несколько серьезных изменений по форме заданий, эксперты отметили, что содержательная часть осталась прежней: как и сейчас, для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе, нужно, прежде всего, хорошо и много читать, понимать термины, набивать руку на сочинениях и внимательно относиться к вопросам.
Наталья Афанасьева
22 февраля 2017
Фото: torange.biz

Возможно, уже в следующем, 2018 году ЕГЭ по литературе будет проводиться по новой модели. Напомним, что литература по-прежнему является экзаменом по выбору, однако его результаты учитывают при поступлении в вузы по целому ряду специальностей: филология, актерско-вокальное искусство, телевидение, киноведение, дизайн, театроведение, живопись и даже цирк.

В этом году в ЕГЭ по литературе никаких изменений не будет, и выпускники-2017 будут сдавать его по старой модели, но те десятиклассники, которые думают о выборе вышеперечисленных профессий, должны готовиться к изменениям.

Только что завершилась первичная апробация новой модели; как сообщил руководитель Федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе Сергей Зинин, она прошла успешно. В эксперименте приняли участие более тысячи учеников из 13 регионов России, из 60 образовательных организаций разных типов. «Для первичной апробации это было достаточно репрезентативно, чтобы мы могли сделать уже определенные выводы и двигаться дальше», — заявил Зинин.

По словам эксперта, времени, отведенного на экзамен, хватило, с заданиями все, в большинстве своем, справились. В скором времени начнутся более широкие исследования и «будет решаться вопрос о введении новой модели экзамена в штатный режим».

Принципиальных отличий новой модели от той, по которой сдают ЕГЭ по литературе сейчас, несколько. Во-первых, исключены задания с кратким ответом — в нынешней модели это задания с № 1 по № 7 в первой части, где надо проанализировать фрагмент художественного текста, и задания с № 10 по № 14 во второй, стихотворной части. Эти вопросы подразумевают ответ в виде слова, словосочетания или даже последовательности цифр.

В новой версии останутся только те задания, которые требуют развернутого ответа ограниченного объема, но не меньше 5-10 предложений, как сейчас — задания № 8, № 9, № 15 и № 16.

Альтернативными станут задания № 1 и № 3. В презентации новой версии приводится такой пример: «3.1. Каково отношение лирического героя стихотворения к „великой вечной армии“ влюбленных? 3.2 Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?». В старой версии альтернативных вопросов не было.

Упрощены сопоставительные задания № 2 и № 4: для выполнения каждого из них нужно подобрать одну позицию сопоставления, а не две, как было раньше. Для выбора примера для сопоставления не требуется обоснование.

Тут надо заметить, что, по словам экспертов, именно задание № 4 в нынешней версии вызывает больше всего трудностей, с ним справляется меньше половины выпускников. Успешность его выполнения напрямую связана со знанием текста, сюжетной основы, героев и событий в книге.

Провалы на этом вопросе говорят о том, что даже те, кто выбирает экзамен по литературе, часто не читают художественные произведения полностью, ограничиваясь кратким пересказом, порой весьма сомнительного качества. Поэтому выбрать правильный ответ: кто из героев романа «Отцы и дети» женился на сестре Одинцовой, а кто на Фенечке — дети часто не в состоянии.

Судя по результатам первичной апробации новой модели, задания № 2 и № 4 по-прежнему кажутся школьникам самыми сложными — они вызвали затруднения у 32% ребят.

Внесены изменения в сочинение (в новой модели это задание будет идти под номером 5). Количество альтернативных тем увеличено. В нынешней версии варианты варьировались в рамках трех историко-литературных блоков: «древнерусская литература, классика XVIII или первой половины XIX века»; «русская литература второй половины XIX века»; «русская литература XX века». В новой модели добавился четвертый вариант: «Русская литература (эпоху и произведение выбирает экзаменуемый)».

Увеличен рекомендуемый объем сочинения с 200 до 250 слов и минимальный необходимый объем со 150 до 200 слов.

В целом же рекомендации, которые дают разработчики ЕГЭ по литературе тем, кто выбирает этот сложный экзамен, не изменились. Вот основные из них:

  • Прежде всего, нужно читать и перечитывать произведения, которые входят в школьную программу. Слабое знание текста — первопричина неудач. Учите имена героев, сюжетные линии: для того, чтобы ответить на коварные вопросы, нужно знать не только содержание, но и структуру текста, названия глав. Ведь бывает, что вместо «Фаталиста» появляется «Филателист» или даже «Фанат», а то и вовсе «Подвиг Печорина».
  • Вторая проблема: плохое знание теории литературы: школьники часто не ориентируются в формальной стороне вопроса. Важно понимать, а не просто заучивать термины, и при этом следовать определениям из литературоведения, а не выдумывать свои. По словам разработчиков, традиционно «тяжелее» всего приходится гиперболе: ее экзаменующиеся видят в каждом приведенном отрывке, хотя этот художественный прием имеет вполне конкретное определение.
  • На экзамене нет вопросов, которые бы подразумевали знание точных дат. Не надо учить, в каком году написано «Горе от ума», а вот понимать историко-художественный контекст, ориентироваться в эпохах и связях нужно обязательно. Создатели ЕГЭ признаются, что встречали ответы, в которых сообщалось, что Гоголь дружил с Джеком Лондоном.
  • Внимательно читайте формулировки задания, не игнорируйте его суть. Если задан вопрос об отношениях Пугачева и Гринева, не надо писать все, что вы знаете про «Капитанскую дочку». Найдите ключевое слово в вопросе: на экзамене нужен прямой ответ на поставленный вопрос.
  • Некоторые задания требуют цитирования или ссылок на произведения. Это не должны быть «трехэтажные» тексты: иногда достаточно сказать о характере Базарова: «сам себя он называл „самоломанным“». Уже это одно слово продемонстрирует знание текста. Регулярно пишите сочинения на различные темы, это поможет научиться четко и грамотно формулировать свои мысли.
Татьяна Наумова,
учитель литературы

«ЕГЭ по литературе — один из самых спорных экзаменов. Хочется проверить и знание теории, и умение грамотно писать, и любовь к литературе. И все это — за ограниченный промежуток времени. Разработчики в этом году предложили отказаться от части с открытыми ответами и включили теоретический материал в мини-сочинения.

С одной стороны, идея хорошая: важно, чтобы ребенок не просто заучивал термины, а мог их применять. С другой стороны, хочется больше интересных формулировок вопросов. Мне кажется важным, что усиливается дифференциация внутри самих заданий, теперь они больше ориентированы на разный уровень подготовки.

Впрочем, по-прежнему не хватает сложных творческих заданий, способных продемонстрировать личную заинтересованность и понимание литературы как целостного процесса.

Вот несколько советов, которые помогут в подготовке к экзамену:

  • Карточки — лучший способ систематизации и закрепления материала.
  • Нужно больше читать по программе.
  • Важно учиться понимать термины, а не заучивать их.
  • Надо писать сочинения с таймером».
Наталья Афанасьева
22 февраля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты