Напряги извилины: 10 фактов о том, как учится наш мозг

Мы относимся к способности учиться как к чему-то само собой разумеющемуся. Но наш мозг — удивительно сложный инструмент, и ученые до сих пор очень приблизительно понимают, по какому принципу он работает. «Учёба.ру» собрала 10 любопытных фактов о том, как мы получаем и запоминаем разные знания и навыки.
Дарья Варламова
07 февраля 2017
Фото: Hey Paul Studios / Flickr / CC BY 2.0

1. Мозг не похож на компьютер

Люди склонны проводить параллели, и в разные времена работа сознания сравнивалась с передовыми технологиями: например, когда человечество изобрело гидравлику (где-то в III веке до н.э.), популярность приобрела теория о том, что на мышление и настроение влияют разные жидкости — кровь, флегма, желчь и черная желчь, или меланхолия (отсюда пошло деление на четыре типа темперамента). В середине XIX века мозг начали сравнивать со свежеизобретенным телеграфом, а сейчас многие ученые используют аналогию с компьютером. Но она, мягко говоря, неточна. Мы не кодируем информацию в биты и не храним в памяти слова, правила, цифры и картинки в фиксированном виде (люди с эйдетической памятью, конечно, больше похожи на ходячие флешки, но и у них механизмы мышления и запоминания сильно отличаются от компьютерных).

2. В мозге есть специальная зона чтения

Она отвечает за распознавание написанных слов, и это странно, потому что с точки зрения эволюционных механизмов читать мы научились совсем недавно — несколько тысяч лет назад. На «оформление» такой зоны должно было уйти гораздо больше времени, так что есть мнение, что изначально она появилась для чего-то другого (например, распознавания сложных объектов в целом), а потом приспособилась под чтение. Что интересно, у маленьких детей она формируется тоже до того, как появляется необходимость читать — по мере развития устной речи.

3. Знания и навыки запоминаются по-разному

Возможно, вы замечали, что забыть решение квадратного уравнения гораздо легче, чем разучиться плавать. А все потому, что теоретическое знание и практические навыки закрепляются в памяти по-разному — последние затрагивают более древние участки мозга (они связаны с реакцией на визуальные раздражители, координацию движений и автоматические рефлексы — например, закрыть голову руками, если в нее летит волейбольный мяч). При запоминании навыков эти участки работают в команде с другими отделами, и так формируется очень устойчивая связь. А за абстрактные знания отвечает декларативная память, которую контролирует только один участок — кора головного мозга. Поэтому все, что изучается на уроках математики, истории, литературы и в рамках других теоретических предметов, со временем можно забыть, если не использовать эти знания регулярно.

4. Долгосрочная память пополняется во время сна

И без того нестойкие теоретические знания можно еще быстрее растерять, если зубрить ночами — недосып снижает способность усваивать информацию почти на 40%. Ученые предполагают, что именно во время сна то новое и важное, что мы недавно узнали, закрепляется в долгосрочной памяти.

5. В мозге есть хранилище на 2,5 петабайт

Это примерно 3 миллиона часов телесериала.

6. Движения пальцев влияют на умственное развитие

Родителям всегда советуют развивать мелкую моторику у ребенка, и это неслучайно — она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью, восприятием и даже речью — речевой и моторный центры в мозге расположены очень близко друг к другу. Так что пока малыш лепит собачку из пластилина, сигналы из моторного центра активизируют и соседние участки, помогая развивать умственные способности.

7. Быть билингвом круто не только потому, что ты знаешь два языка

Семилетние дети, растущие в двуязычной среде, обгоняют сверстников при выполнении заданий на внимание. Исследования показывают, что у билингвов лучше и с эмпатией, и с распознаванием изображений, и с переключением между разными видами задач.

8. Эмоции помогают нам учиться

За закрепление полезного поведения отвечает так называемая система вознаграждения. Грубо говоря, она работает по принципу «кнута и пряника» — тех действий, которые ассоциируются у нас с негативными эмоциями, мы в дальнейшем избегаем, а те, что приводят к получению каких-то «ништяков», превращаются в привычки. К сожалению, таким образом мозг дрессируется делать очень разные вещи — тот же механизм, который стимулирует ученика быть отличником ради похвалы или чувства превосходства над сверстниками, может заставить его крепко подсесть на видеоигры (удовольствие от игры у некоторых людей начинает перебивать удовольствия из реальной жизни).

9. Нельзя «прокачать» левое и правое полушария по отдельности

И вообще, деление на «рациональную» и «творческую» половинки сильно упрощает картину — на самом деле полушария постоянно общаются между собой, и любое сложное поведение затрагивает разные участки мозга.

10. Мы лучше усваиваем «микс» из разных типов информации

Лучше, чем узкоспециализированное знание. Психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Боб Бьорк провел эксперименты, доказавшие, что закрепление старых знаний вперемешку с изучением новых позволяет лучше усвоить предмет (даже если интуитивно большинству людей кажется, что полезнее «до упора» зубрить одно и то же). Возможно, это происходит потому, что в обычной жизни мы все время встраиваем новую информацию в уже привычную картину мира.

Куда пойти учиться? Расскажем на Московском дне профориентации и карьеры 18 февраля на ВДНХ, павильон № 57!
Дарья Варламова
07 февраля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты