Образовательный гид: как устроена учеба в Сорбонне

Париж — один из самых красивых городов мира, а Сорбонна — пожалуй, его самый знаменитый университет. Учеба там — мечта для многих. Совместно с проектом StudyQA «Учёба.ру» подготовила интервью с Елизаветой Чой, студенткой юридического факультета университета «Париж I Пантеон-Сорбонна».
Александр Журавлев
03 февраля 2017
Фото: Alessandro Prada / Flickr / CC BY-SA 2.0
Елизавета Чой,
студентка магистратуры юридического факультета
университета «Париж I Пантеон-Сорбонна»
Чем ты сейчас занимаешься?

Я учусь в юридической школе университета «Париж I Пантеон-Сорбонна» на первом году магистратуры, а перед этим закончила здесь же бакалавриат. Моя специализация — общее международное право, которое включает в себя международное публичное и частное право, европейское право и системы защиты прав человека, а также внутреннее право, регулируемое международным (например, права иностранцев, конкуренция, экологическое право).

После событий мая 1968 года Сорбонну разделили на 13 отдельных университетов. «Париж I», который также сохранил название «Сорбонна», специализируется на праве, экономике и социальных науках: его юридический факультет считается лучшим в континентальной Европе по рейтингу QS.

Как тебе удалось поступить в бакалавриат французского вуза?

Я закончила московскую школу с углубленным изучением французского языка (билингвальное отделение) в 2012 году и в 11 классе подала документы через Campus France в три парижских университета по направлению «Общее право». Меня приняли в тот вуз, в который я больше всего хотела.

Вообще, в детстве я успела немного поучиться во французском лицее. Когда мне было десять лет, я переехала жить в Сеул, и из-за того, что я не говорила по-корейски, а в единственной русскоязычной школе (при посольстве) не было мест, я пошла учиться в лицей, где учеба шла на французском.

В «Париж I» поступление на первый год магистратуры происходит автоматически, если ты не меняешь университет. Конкурс есть только для поступления на второй год.

Получается, твой выбор был предопределен? Или нет?

Нет, я выбрала Францию потому, что здесь бесплатное образование и нет вступительных экзаменов. Можно сказать, что я пошла по максимально легкому пути. К тому же, мне всегда была симпатична французская культура, в том числе в плане повседневной жизни. Вся эта размеренность, самоуважение, индивидуализм.

Еще я люблю Сомерсета Моэма, и мое любимое произведение — «Бремя страстей человеческих». Его главный герой какое-то время живет в Париже, и в книге это описано очень подробно. Для меня этот город всегда ассоциировался со студенческими движениями, с философией. Мне казалось, что именно там я познакомлюсь с очень сильно политизированной студенческой жизнью. Но на самом деле теперь это не совсем так. Во всяком случае, не в той степени, в которой я себе представляла.

А почему ты решила стать юристом?

На решение сильно повлияло то, что в школе я участвовала в моделях ООН. Во-первых, я встретила там специалиста в этой области, чей образ мне очень импонировал, — Олега Шаманова, участвовавшего, в частности, в составлении Киотского протокола. Тогда я подумала, что это пример, которому я хочу следовать. Во-вторых, мне очень понравился процесс написания резолюций, и я поняла, что это то, чем я хочу заниматься. Мне нравится создавать способы юридически организовать решения конкретных проблем.

Важно показать, что ты самостоятельный индивид, способный пережить этот стресс — переезд за границу

Как ты думаешь, по каким критериям французские вузы отбирают иностранных студентов?

Помимо очевидных факторов, очень важный критерий — автономность, наличие профессионального опыта, даже для школьников, и опыт работы в рамках ассоциаций. Важно показать, что ты самостоятельный индивид, способный пережить этот стресс — переезд за границу. Важен, конечно, уровень языка. Для поступления обычно требуется B2.

Большую роль играет мотивационное письмо. Мне, например, нужно было описать профессиональный и учебный опыт: оценки, внеклассные занятия и интересы, — а затем связать это со специальностью и виденьем того, чем ты собираешься заниматься дальше. Важно показать четкое представление того, что ты хочешь делать в будущем. Это даже важнее, чем оценки, — мыслить как взрослый человек, представлять свои планы: куда и зачем ты идешь.

Русские студенты, по твоему опыту, отличаются от французских? К чему готовиться?

Мне кажется, у студентов здесь есть какая-то внутренняя свобода — есть время и силы думать о том, чем они хотят заниматься. Отчасти это связано с уровнем жизни — здесь нет тревоги за материальное будущее: ты больше думаешь о том, как стать счастливым. Можешь поступить куда-то, чтобы просто попробовать. Часто бывает, что человек, скажем, год учится на медицинском, потом идет изучать кулинарию, а в итоге становится журналистом. Это не осуждают, а, наоборот, поощряют.

В России не стоит вопрос о том, как стать счастливее: такой подход будет считаться мелочным и эгоистичным. Там, как по Достоевскому, лучше высокодушевно страдать. Есть грубые представления о том, как должна выглядеть успешная жизнь, и есть конкретный список профессий, которыми нужно заниматься. И выбор зачастую делают даже не сами дети, а их родители.

Спокойная жизнь не делает студентов инфантильнее?

Нет, так ты чувствуешь, что ответственность лежит только на тебе. Что это не выбор мамы и папы, окружения, семьи и т. д. У студентов во Франции есть реальный выбор.

Французская система образования тоже на российскую не похожа?

Сложно судить, поскольку я не училась в российском вузе. Но мне кажется, что классическая университетская система в России дает более широкое гуманитарное образование, которое очень далеко отстоит от специализации и от реального мира в принципе. У меня есть подруга в Петербурге, которая на 2 курсе говорила, что у них начались практические задания по законам Хаммурапи, и такой предмет сложно назвать приближенным к реальности. Во Франции же все общеобразовательные предметы проходятся в школе: там, например, нет обществознания, но есть философия, введение в право, экономика. Поэтому в университете предметы гораздо более специализированные и профессиональные.

Во Франции все в целом выглядит так: три года — бакалавриат (здесь он называется licence), два — магистратура. С третьего года — специализация, но ее можно поменять. Каждый семестр — от двух до четырех обязательных предметов, из которых два или три с семинарами (их обязательно надо посещать), остальные — просто лекции. Плюс иностранный язык.

Сложно ли тебе было привыкнуть жить в новой среде?

Здесь многие не выдерживают, возвращаются на родину или живут уединенно. Требуется определенный склад характера, чтобы принять то, что твои внутренние установки могут не соответствовать обществу, в которое ты переезжаешь. Например, в момент нового знакомства есть культура светской беседы ни о чем, и ты не спрашиваешь о личной жизни человека. Для русских студентов это сложно, поскольку мы привыкли делиться с ближайшим окружением всеми своими проблемами. Во французском языке вопрос «как дела» — просто форма вежливости, и надо просто ответить, что хорошо. У парижан, в среднем, круг постоянного общения — тройка приятелей из лицея, в него сложно влиться. Слишком общительным в этом городе будет трудно.

А вот американские студенты, например, жалуются, что даже при покупке круассана нужно сказать больше десятка слов — вежливость играет важную роль. Но я теперь только так и могу общаться. Вообще же, привыкнуть помогают дополнительные курсы, вроде театра, или работа в ассоциациях или профессиональная деятельность, дополнительные лекции, вроде Collège de France.

А учеба на французском не вызвала у тебя проблемы?

У меня был хороший уровень языка, но была проблема со специфической юридической лексикой. Правда, эта проблема существует и у французов, и тут нет ничего непреодолимого. Юриспруденция — одна из самых сложных специальностей с точки зрения языка. Если изучать технические науки, такой проблемы вообще не будет.

Гораздо большая сложность — «культурное напыление». Я была недостаточно хорошо знакома с политической и юридической историей Франции, однако оказалось, что это нужно и для повседневного общения и особенно для учебы. Преподаватель приводит в пример известный судебный процесс, скажем, 2010 года, с политиком, — я не знаю не только процесс, но и саму личность. Исправить это можно не так быстро, как хотелось бы. Мне очень помогли тьюторы — старшекурсники, которые сидят в библиотеке и помогают младшим курсам с домашними заданиями. Первые два года я давала на проверку все, что писала. Они помогали и с языком, и с программой, и с культурой, и с формой работ.

Ты планируешь остаться во Франции в дальнейшем?

Мне не принципиально, в какой стране я нахожусь. Важно жить в крупном интернациональном мегаполисе. Но в целом, во Франции очень комфортная жизнь, в том числе и для студентов. Есть возможность работать, на зарплату можно жить. Учащимся разрешено работать 964 часа в год, это 60% от полной занятости. Я сейчас, например, полностью себя обеспечиваю, мой нынешний уровень жизни несравним с тем, что я могла бы иметь в Москве.

А найти работу после учебы иностранцу легко?

Хочется верить, что да. Во Франции такая система — после того, как заканчивается студенческая виза, можно попросить временную визу АПС, которая дает возможность искать работу — на полгода или год, в зависимости от специальности. С моей специальностью проще сразу получить на год, чем, скажем, если ты преподаешь танцы.

Посоветовала бы другим поступать в Париж? Что оправдало ожидания, а что разочаровало?

Немного разочаровало то, что я не нашла социального сообщества студентов. Возможно, это связано с тем, что французы поступают без вступительных экзаменов, и по ходу учебы происходит очень большой отсев, текучка. Кроме того, финансирование университетов не всегда находится на высоком уровне, администрация бывает ужасной. Но при этом в Сорбонне звездные преподаватели, да и сам университет всемирно известен. В старом здании Сорбонны чувствуешь себя как в 1968 году.

Но Париж я бы точно порекомендовала другим. Это было лучшее решение, которое я приняла. Может быть, не стоило уезжать сразу после окончания школы: мне было бы интересно, как выглядит образование в России, и все-таки установить какие-то контакты. Университет — это не только знания, но и платформа для создания социальных связей. Получается, что я с 18 лет полностью вырвана из этой системы.

StudyQA — умный поисковый сервис образовательных программ и вузов за рубежом. На сайте можно легко выбрать и сравнить университеты, факультеты и программы и найти подходящие. StudyQA также позволяет связываться с вузами напрямую, а также искать стипендии.
Куда пойти учиться? Расскажем на Московском дне профориентации и карьеры 18 февраля на ВДНХ, павильон № 57!
Александр Журавлев
03 февраля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты